Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сила единства отличается от всех остальных проявлений совершенства; она создаёт возможность существования несовершенства и пути его восполнения, служения и получения награды»Рабейну Моше-Хаим Луццато

Что значит «Аммонитянин и Моавитянин не могут войти в общество Господне»?! А Рут?

Темы: Гиюр, Египет, Давид, Рут, Эдом, Рав Яков Шуб, Моав, Амон

Отложить Отложено

Шалом. Уважаемый Рав, объясните, пожалуйста, что значит «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Гос. вовеки»?! И как это согласуется с тем, что прабабушка Царя Давида была Моавитянка? А как знать, может я тоже моавитянин?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. В Торе (Дварим 23:4,5) сказано: «Не войдет амони и моави в общество Господне; также их десятое поколение не войдет в общество Господне вовеки. За то, что не встретили вас хлебом и водой на пути при вашем исходе из Мицраима, и за то, что нанял против тебя Билама, сына Беора, из Птора Арам-Наараима, чтобы проклясть тебя».

Напомним, что амонитяне и моавитяне это народы — потомки дочерей Лота, которые после разрушения Сдома напоили своего отца допьяна и зачали от него (см. Берешит 19:31-38).

Мишна в трактате Йевамот (76 б) сообщает, что браки с амонитянами и моавитянами запрещены навсегда. Имеется в виду, что они, как и выходцы из любого другого народа, могут пройти гиюр и стать евреями, однако еврейкам выходить замуж за этих геров запрещено. То, что они не могут войти в общество Господне, означает именно это.

Талмуд (Йевамот 76 б) открывает нам, что согласно устной традиции, полученной от Моше Рабейну и переданной дальше пророком Шмуэлем, запрет распространяется только на амонитян и моавитян — мужчин, но не на женщин. Поэтому амонитянка или моавитянка, которая прошла гиюр, может сразу выходить замуж за еврея. Именно поэтому Боазу было разрешено жениться на Рут, которая была моавитянкой, прошедшей гиюр. И так установлен закон в Шулхан Арухе (Эвен а-Эзер 4:2).

Еще два народа, на которые наложены определенные ограничения, это египтяне (мицрим) и эдомитяне. Точнее, ограничения наложены на браки с герами — выходцами из этих народов. Об этом сказано в Торе (Дварим 23:8,9): «Не гнушайся эдоми, ибо он брат твой; не гнушайся мицри, ибо пришельцем был ты на его земле. Дети, которые родятся у них, третье поколение их, может войти в общество Господне».

Однако здесь закон отличается от закона об амонитянах и моавитянах: не только геры — бывшие египтяне и эдомитяне — не могут жениться на еврейках, но и женщины — гийорот — не могут выходить за евреев. С другой стороны, запрет этот действует только три поколения. Т.е. после того, как египтянин или эдомитянин прошел гиюр, еврейкам нельзя выходить замуж за него, за его сына, но разрешено выходить замуж за его внука (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 4:3). Понятно, что, например, египтянин и египтянка, которые прошли гиюр, могут заключить брак друг с другом.

Однако эти законы не имеют практического применения сегодня, поскольку, как сообщает Талмуд (Брахот 28а), после того, как Ассирийский царь Санхерив переселил и перемешал все народы, мы не знаем точно, кто к какому народу относится. Соответственно, мы следуем правилу, что любой человек, который решает пройти гиюр, относится к большинству, а поскольку амонитяне, моавитяне, египтяне и эдомитяне составляют меньшинство среди всех народов земли, у нас нет оснований опасаться, что человек принадлежит к одному из этих народов. Поэтому, пройдя гиюр, он сразу может жениться на еврейке (Рамбам, Исурэй биа 12:25).

Однако Рош спорит с Рамбамом о египтянах, он считает, что египтяне после сорокалетнего изгнания вернулись в свою землю. По его мнению, и сегодня за египтянина, который прошел гиюр, нельзя выходить замуж до третьего поколения. Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 4:10), говоря о египтянах, приводит оба мнения и оставляет вопрос открытым.

Соответственно нет оснований полагать, что Вы потомок моавитянина. Что касается еврейства, то оно передается по материнской линии, читайте об этом на нашем сайте.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: кто такиеАммон и аммонитяне?

Материалы по теме

Почему праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников?

Рав Меир Мучник

Разве так ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье?

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 51-55

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Отношения с древними народами.

Почему евреям запрещено ненавидеть египтян?

Рав Овадья Климовский

А кого можно ненавидеть?

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше