Темы: Испытание, Народы мира, Ишмаэль, История, Эсав
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Население земли — 8 миллиардов человек. Когда перестанет расти население? Страшно представить, какое население будет в 8000 году. Борис
Здравствуйте, Борис!
О том, что страшно представить себе численность населения в 8000 году. Если честно, это время от нас настолько далеко, что страшно вообще что-либо представить в этом направлении. Ведь это еще через 6 тысяч лет! А что было 6 тысяч лет назад? Согласно летоисчислению Торы, мир даже еще не был создан.
И в любом случае за это время мир не просто «изменился», а прошел через целый калейдоскоп смен эпох. Чего только не было и не изменилось множество раз! И общество, и политика, и технологии, и всё на свете. И по состоянию мира и текущим тенденциям, скажем, 5000 лет назад, никак невозможно было определить, что сегодня он будет таким, какой есть.
Да что 5000 лет… Даже на ближайший год прогнозировать обычно — дело неблагодарное: слишком легко ошибиться, слишком много в мире и действиях людей непредсказуемого. А если что и можно предвидеть, то только «если не случится ничего непредвиденного».
Ну, а если всё-таки говорить конкретно о росте населения, то достаточно быстрой проверки во всем известных и доступных сегодня источниках, чтобы получить информацию, для Вас успокоительную. Быстрый рост населения в нынешнем мире — это уникальное явление, переходный период от одного стабильного состояния к другому. А именно:
До наступления современной эпохи в последние века численность населения Земли стабильно оставалась в определенных пределах и за них не выходила. Главная причина — высокая смертность, особенно детская. Поэтому, хотя высокой была и рождаемость, эти два фактора друг друга «уравновешивали».
Меняться ситуация стала в связи с развитием мира в современную эпоху, благодаря чему кардинальным образом улучшились питание, санитария, медицина. В результате существенно снизилась смертность, тогда как рождаемость такими же темпами не падала. Вот и получилось: каждый год рождается больше людей, чем умирает, отсюда быстрый рост.
Но и это не конец. Последние лет 30 наблюдается начало новой тенденции: рост населения, хотя и продолжается, но более медленными темпами. И, согласно многим прогнозам, он может сойти на нет уже к концу 21-го века. Потому что в связи с тем же развитием мира и его благосостояния всё-таки ускоряется падение рождаемости, и в конечном итоге она может «догнать» смертность в ее падении.
Вот и получается: в прошлом — стабильность вследствие баланса высокой рождаемости и высокой смертности, а в будущем — стабильность вследствие баланса низкой рождаемости и низкой смертности. Только в прошлом — стабильная относительно низкая численность населения, а в будущем — стабильно относительно высокая в связи с ростом населения в переходный период между эпохами.
(Важно, конечно, пояснить, что всё это — без учета специфики каждого региона: ведь население растет только в целом, при этом есть регионы, где оно уже перестало расти, а то и сокращается. В этой связи еще вопрос: сохранится ли численность населения стабильно на том уровне, которого достигнет на своем пике, или в целом тоже начнет сокращаться? Но тут мы опять попадаем в зыбкую область прогнозов).
А вот почему так получилось, что именно на данном этапе происходит эта смена эпох от низкой численности населения к высокой? — Тут, конечно, трудно заявлять что-либо с уверенностью, но одно предположение высказать осмелюсь: возможно, это связано с общим переходом мира от господства Эйсава к господству Ишмаэля, которое, вместе с его причинами, уже неоднократнообсуждали.
Атрибут Эйсава — унаследованная им от его отца Ицхака строгость и дисциплина (гвура), но доведенная самим Эйсавом до крайности — нетерпимости и жестокости. А у Ишмаэля — наоборот: унаследованные им от его отца Авраама милосердие и любовь (хесед), но доведенные им самим до крайности — разнузданности и дикости.
Соответственно характер каждого из них повлиял и на их эпохи: раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступает «мир Ишмаэля».
Предыдущая эпоха, мир Эйсава, отличалась своей суровостью, жесткостью. Избалованным в ней было не место. Надо было трудиться, бороться не на жизнь, а на смерть. Войны не просто были нормой, а военное дело считалось доблестью. То, что сегодня считается «военным преступлением», тогда было нормой. (Рыцари и мушкетеры были ведь по сегодняшним меркам просто головорезами). Вот и смертность была высокой, особенно детская — слабым приходилось туго. Основная черта эпохи — сложность, ограничение жизни.
Вот и в целом — живых людей было сравнительно немного. Как невысока доля потомков Эйсава в общем населении мира: даже в эпоху своего доминирования европейцы, белые люди, представители Запада, точнее, северо-запада, были в меньшинстве. Вот и весь мир тогда был сравнительно меньше населен.
Нынешняя эпоха — наоборот, очень даже балует. Уже не модно рубить шашкой, почетнее быть миротворцем, филантропом. Всё делается для удобства человека, всевозможные пособия делают даже жизнь бедняков и обездоленных вполне сносной, проповедуется терпимость ко всем и вся. В странах Ишмаэля всегда был жаркий климат, а теперь говорят и о глобальном потеплении. Основная черта эпохи — легкость, расширение жизни.
Вот и численность населения растет, и многие из тех, кто в предыдущую суровую эпоху не выжил бы, теперь выживают. И в целом людей становится больше. Как больше в мире потомков Ишмаэля, людей Ближнего Востока, а также цивилизационно более близких к нему представителей того, что как раз сейчас стали называть «глобальным югом», — этих же людей теперь называют «мировым большинством».
На это соотношение есть намек в Торе. Стих в «Песни Песней» (8:7) провозглашает: «Многие воды не смогут погасить любовь…» Мудрецы объясняют, что выражение «многие воды» обозначает народы мира: они не смогут затушить огонь любви между Б-гом и еврейским народом.
Виленский Гаон[i] в своём комментарии объясняет, что каждое слово в этом выражении обозначает одну из основных сил нееврейского мира: «воды» — Эйсав: он физически силён и сравнивается с могучим потоком воды, который трудно сдерживать, трудно плыть против течения. «Многие» — Ишмаэль: он не так силён, зато его потомки многочисленны, он может взять числом, пойти «маршем миллионов» — или, как любил говорить Арафат, «миллионами шахидов». В отличие от Эйсава, Ишмаэль обладает огромными людскими резервами и может пожертвовать большим количеством людей — и в этом часто заключается его (нечистая, но) сила.
В свете всего сказанного, наверное, понятно, что у каждой эпохи — свои достоинства и недостатки. Можно, конечно, беспокоиться о перенаселении, но это, так сказать «роскошь» новой эпохи. В предыдущую приходилось беспокоиться, наоборот, о вымирании! Как и о других тогдашних проблемах. А теперь — да, о проблемах наступающей эпохи.
Но мы понимаем также, что и та, и другая эпохи — части исторического сценария, написанного Б-гом. Каждая часть — испытание для живущих в ту пору евреев — и для остального человечества тоже. Раньше приходилось бороться с жесткостью людей и жизни в целом — или мириться с ней, терпеть ее. В том числе — приспосабливаться к ужасной детской смертности. А теперь это не проблема, и бороться надо, скорее, с избалованностью. В то же время раньше легче было настроить себя на труд и на подвиги — жизнь заставляла. А теперь легче проявлять любовь и терпимость, заботиться о других — жизнь предоставляет условия и настраивает.
Таким образом, волноваться о последствиях «чрезмерного» скачка в росте населения сегодня следует не больше, чем в прошлом надо было волноваться о том, что человечество вообще вымрет в бесконечных войнах и эпидемиях. Оно часто было на грани вымирания. Так или иначе, выжило, Б-г не дал ему исчезнуть. Выживет и теперь, Б-г позаботится.
С уважением, Меир Мучник
[i] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Шломо Гольдман
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Ойербах
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если российский народ — тоже потомки Эсава, почему он так отличается от народов Европы? Почему народ России весьма талантлив, но земля не жалеет своего народа или они ее? Чем отличается Греция от Рима, культура от циви
Рав Реувен Куклин
Ишмаэль считает свои желания волей Аллаха?
Рав Овадья Климовский
Почему без верблюда?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Яков Гельфман
Евреи сваливают все свои беды на иноплеменников? Если в кране нет воды...
Рав Овадья Климовский
Что произойдёт в конце дней?
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Меир Мучник
Это как-то связано с понятием "изгнание Ишмаэля"?
Рав Мендель Агранович
Вместо разрушенного еврейского храма пришёл арабский храм — навсегда?