Темы: Богатство, Раввин, Предназначение, Яаков, Тора и бизнес, Изучение Торы, Эсав, Работа, Праведники
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, должны ли все евреи в идеале стремиться быть праведниками, раввинами и посвятить всю свою жизнь Торе? Или у каждого из нас есть заложенные внутри сильные стороны и качества характера, которые мы должны реализовать в светской жизни, в профессиях, науках и т.д.? Например, чтобы реализовать свой потенциал, заработать большое богатство, помочь евреям по всему миру и прославить Вс-вышнего? Спасибо. N.
Здравствуйте, N.!
Ответ на Ваш вопрос простой, и в то же время требуется пояснение. А именно:
Безусловно, правилен именно второй из представленных Вами вариантов. Как Вы сами пишете, «у каждого из нас есть заложенные внутри сильные стороны и качества характера, которые мы должны реализовать». Это могут быть и способности к глубокому изучению Торы, реализации которых очень поможет изучать ее «фултайм».
Но могут быть и способности другого типа, которые помогут добиться успехов в самых разных областях. Главное — чтобы людям была от этого истинная польза, а также — чтобы конкретные действия, которые надо совершать в рамках той или иной профессии, не вступали в противоречие с Торой.
Никто не может спорить с тем, что обществу нужны врачи и полицейские, архитекторы и строители, машинисты и летчики. Поэтому человеку, который предрасположен к той или иной полезной деятельности, «Сам Б-г велел» ею заниматься. Ну, или если, как Вы пишете, он может заработать и помочь другим, — ради Б-га.
Примеров множество в самой Торе.
Там сказано, что сыновья нашего праотца Ицхака были очень разными: Яаков — «живущим в шатрах», где он изучал Тору, а Эйсав — «сведущим в звероловстве, человеком поля», т.е. умелым охотником (Берешит 25:27). Это считалось не грехом, а использованием им своих способностей во благо, и сам Ицхак это поощрял.
Ведь только потом выяснилось, что Эйсав свернул с правильного пути и стал нечестивцем, которому не место в еврейском народе. Изначально же предполагалось, что Яаков примет ответственность за Тору и духовность в семье, а Эйсав — за пропитание, экономику в целом и оборону. И когда оказалось, что Эйсав для этого не годится, пришлось Яакову принять и эти обязанности — и отправиться к Лавану, где он долгие годы пас овец.
Потомками Яакова были, среди прочих, Эфраим и Менаше, его внуки от Йосефа. И у них было подобное распределение способностей: Эфраим — склонный к духовному, мудрец Торы, Менаше — практичный, хозяйственник.
В связи с этим Нецив[i] отмечает, что при переписи народа по коленам в начале странствий по пустыне (Бемидбар 1) Эфраим назван первым из них двоих (стихи 18-20). Тогда евреи жили духовной жизнью, а в этом он был ведущим. Но при переписи в конце странствий, перед вступлением в Землю Израиля и распределением земельных наделов, первым был упомянут Менаше — здесь уже он вел (см. Бемидбар 26:28-35). И это было нужно.
У их отца, Йосефа, кстати, имелись обе эти склонности: у отца он выучил всю Тору, а в доме Потифара и потом в тюрьме стал так умело управлять, что хозяева полностью на него положились. А затем и фараон: Йосеф ведь был назначен именно «премьером», отвечающим за проведение предложенной им самим экономической политики с целью избежать голода. А не каким-нибудь жрецом, хотя статус последних и был высок.
И в современных еврейских общинах вы найдете людей, занимающихся разными профессиями и пользующихся уважением.
В то же время, каждый человек должен устанавливать итим ла-Тора — уделять какое-то определенное время регулярному изучению Торы, лучше всего — каждый день или хотя бы в субботу, когда мы всё равно воздерживаемся от работы и посвящаем день Б-гу.
Потому что Тора полезна для всех, в любом количестве, каждое ее слово драгоценно. Чем больше, тем лучше, но лучше немного, чем ничего.
Более того, каждый человек должен изучать Тору столько, сколько необходимо для того, чтобы правильно ее соблюдать. Ведь многие из ее законов регулируют нашу практическую жизнь ежедневно и еженедельно: законы молитвы, трапезы и ее благословений, законы субботы — и многие, многие другие. Поэтому определенные познания в Торе нужны всем. И регулярное изучение Торы надо организовать, имея в виду, в том числе, и это: всё хорошо, но особенно важны практические законы — Галаха.
Наконец, даже без практического применения, изучение Торы — просто «определяет» еврея. Полная аналогия неуместна, но лишь в качестве иллюстрации: в мире человек, даже успешный, который не знает, кто такой Моцарт или Эйнштейн, или Гитлер, или Горбачев, или что земля круглая и что Эйфелева башня в Париже, — явно не может считаться даже поверхностно образованным и культурным.
В современном мире вообще-то многие действительно уже не знают таких имен и истин, и прожить без них можно — знай себе выполняй какое-то дело, приноси людям пользу, корми семью и воспитывай детей. И какая разница, какие там в мире есть страны и исторические персонажи. Но Вы меня поняли. Необязательно разбираться во всех подобных вещах досконально, но хотя бы иметь какую-то базовую информацию, как-то соприкоснуться…
Так вот, для еврея не знать, кто такой Рамбам или Маараль, не изучить основную еврейскую классику — всё равно, что для русского интеллигента не прочитать Пушкина или Ильфа и Петрова или не услышать Высоцкого. Поэтому, чем бы мы ни занимались, есть вещи, которые надо знать.
Одно только считаю нужным добавить. Вы спрашиваете, «должны ли все евреи в идеале стремиться быть праведниками, раввинами и посвятить всю свою жизнь Торе». Так вот, всё вышесказанное относится к тому, становиться ли раввинами и посвящать ли всю жизнь Торе.
Но «праведник» — это тот, кто поступает правильно и выполняет волю Б-га. Поэтому, если Б-г дал ему способности в той или иной сфере и благодаря этому он приносит пользу людям, выполняя тем самым волю Б-га, — то это и есть праведность!
Таким образом, праведником может быть любой из нас вне зависимости от того, чем он занимается. Делай свое дело хорошо, по совести, будь честен и достойно относись к людям — и ты праведник! Так что уж в этом перед нами нет никаких преград. Осталось лишь выбрать, в каком конкретном направлении пойти и обрести свою праведность. И пожелать нам всем в этом успеха.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Нафтали-Цви-Йеуда бар-Яаков Берлин (Нецив из Воложина; 5577-5653 /1817-1893, Белоруссия, Польша) — глава Воложинской ешивы, один из духовных лидеров поколения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его