Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора, с которой Б-г творил мир, и Тора, которая была дана Моше, — одинаковы?

Темы: Сотворение мира, Моше, Дарование Торы, Еврейский закон, Устная Тора, Синай, Письменная Тора

Отложить Отложено

Тора, которая была конспектом для Ашема (Всевышнего) при создании мира, и та, которая была дана Моше, одинаковы? Я думаю, что Тора одна для всего существующего. С уважением, Ефим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ефим!

Ответ на Ваш вопрос, думается, зависит от того, в каком смысле мы говорим, что Тора «одна».

По сущности, по духу — в принципе да.

По конкретной форме, особенно физически — тут можно порассуждать.

Начиная с того, что даже Тора, данная Моше — это не совсем та Тора, которая у нас есть сегодня.

Как так?

Очень просто. Ведь в нашей сегодняшней Торе описаны все события, произошедшие после того, как Моше получил эту Тору, включая и смерть самого Моше. Мог он это получить еще тогда, на Синае? Нет, не мог. Если бы знал будущее, вся его деятельность теряла бы смысл: зачем стараться, если уже в любом случае известно, что случится. Зачем молиться Б-гу, просить позволения войти в Землю Израиля, если в Торе уже написано, что оно не будет дано?

Так что та Тора — ее письменная форма, которая сейчас есть у нас, — создавалась тогда «в режиме реального времени».

А что же Моше получил на Синае?

Законы Торы. Огромная часть которых в любом случае записана в Письменной Торе лишь частично или вообще только намеками и передавалась как Устная Традиция от наставника к ученику многие поколения. Пока не была записана в форме Мишны, а затем и Гемары — Талмуда уже полторы тысячи лет спустя. А там прибавились еще и комментарии. Раши[i] и Тосафот[ii], и подобные им стандартные сопроводительные комментарии к Торе и Талмуду были написаны уже сравнительно недавно — «всего лишь» тысячу лет назад, а то и меньше.

Да и это не конец. За ними последовали и другие комментарии, были также созданы и своды практических законов: «Яд Хазака» Рамбама[iii], «Шульхан Арух»[iv] рава Йосефа Каро, «Мишна Брура»[v] Хафец Хаима и др.

А продолжается этот процесс по сей день! Люди изучают Тору, анализируют, записывают — а ведь «анализ (законодательной и повествовательной частей Торы, который проведет в будущем) каждый ученик, был уже передан Моше на Синае» (Иерусалимский Талмуд, Пеа 2:4). Либо сам анализ-исследование, либо его корень.

Кстати, даже сам шрифт, которым была записана Тора при даровании, является предметом обсуждения. И есть мнение, что изначально Тора была написана шрифтом иври, а потом ее стали писать шрифтом ашури.

Ну, а до дарования Тора, еще на Небесах, была написана «черным огнем по белому огню» (Шкалим 16 б). Что это значит и как выглядит, нам, разумеется, понять сложно. (Хотя, конечно, само это определение содержит свои смыслы и посылы, которые исследуются в многочисленных толкованиях и исследованиях).

Одно ясно: «физическая» форма Торы до ее дарования была другой. Да и не могла она быть той же в мире, который по определению — духовный, а не физический. Но и конкретные слова Торы были другими.

Только суть, сущность та же. Механизмы, принципы, ценности. Вот по этим механизмам и был спланирован и построен мир.

Впрочем, и здесь можно сказать: чертеж здания и само здание — это одно и то же? И да, и нет. Чертеж — на бумаге, маленький. Здание — из камней или кирпичей, большое. Другой размер, другая форма, другие строительные материалы. Но та же структура, та же суть.

Или если сравнивать с ДНК: в ней будущий человек именно «закодирован», это «код», который всё-таки не выглядит и не построен так же, как тот человек.

Вот и Тора так. Вы, собственно, и сами пишете: конспект. Правильно! И конспект — по определению — не само «оно», а только условные обозначения. И как именно мир был создан по этому конспекту — во многом Одному Б-гу известно, в самом буквальном смысле.

А мы можем удовлетвориться тем, что у нас есть и мы изучаем такую особую Тору, посредством которой был — ни много ни мало — сотворен Б-гом весь мир. Какая же крутизна — иметь такую Тору! Иметь возможность, насколько нам это дано, изучать и постигать те самые ее принципы и механизмы. Займемся же!

С уважением, Меир Мучник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] «Тосафот» — буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[iii] «Яд Хазака» или «Мишнэ Тора» — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, составленный Рамбамом (раби Моше бар-Маймоном, Маймонидом, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейским мыслителем и законоучителем. Труд «Мишне Тора» состоит из 14 разделов, которые охватывают практически весь спектр тем в еврейском законодательстве.

[iv] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[v] Мишна Брура («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его