Темы: Исправление, Предназначение, Война, Любовь, Добро и Зло, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем (мир вам)! Знаю, вопрос кажется немного странным и как будто ехидным, но мне интересно, каково мнение раввинов. В чем сила? (В любви, правде, Б-ге и т.д.). N.
Здравствуйте, N.!
Ваш вопрос вовсе не кажется ехидным.
И в этой, русскоязычной форме — он, конечно, основан на известном фильме, где его задает главный герой. Брат этого героя отвечает, что сила в деньгах: будут деньги — всё здесь куплю! Сам герой отвечает: сила в правде. Причем говорит это как русский американцу: мол, у того деньги, но не в них сила, а в правде.
Хотя при этом в руках у него пистолет, и именно с его помощью он пробил себе дорогу к тому богатому американцу и выбивает у него несправедливо нажитые деньги. А на некоторых этапах пути к нему — и с помощью тех самых денег.
Так что, если смотреть фильм без звука, трудно догадаться, что именно в «правде», по мнению главного героя, заключается сила. Слишком часто выглядит, скорее, как иллюстрация к выражению английского писателя Хилэра Бэллока, объясняющего успех европейских колонизаторов: «Что бы ни случилось, у нас есть пулемет “Максим”, а у них его нет».
И тут возникает вопрос: а ведь действительно, в этом мире по законам природы побеждает сильнейший. Тот, у кого больше мускулов — или пистолетов, или денег. Как, действительно, побеждали колонизаторы просто потому, что владели пулеметами. И как было на протяжении чуть ли не всей истории.
Только при этом возникало чувство, что не так ДОЛЖНО быть. Что должен побеждать тот, на чьей стороне правда. Однако на практике боролись за справедливость, опять же, физическими средствами.
Если реформаторы или революционеры и побеждали, то нередко потому, что создавали более сильную армию. (Или имели больше голосов в парламенте — необязательно путем честного убеждения: полюбуйтесь на происходящее в парламентах буквально всех ведущих игроков сегодня.) Осознавали, что «добро должно быть с кулаками».
Но провозглашали при этом — и сами себя убеждали, — что победили, поскольку воевали «за правое дело». Чувствовали, что победить исключительно силой — это как-то неудобно.
В английском языке нынче тоже противопоставляются принципы might is right — «сила дает право», с одной стороны, и right is might — «правда дает силу», с другой. Последнее выражение приписывают Линкольну — хотя и его победа в гражданской войне, согласно исследованиям, была неизбежна в силу военно-экономических факторов: Север был промышленно более развит. И на практике кончилось тем, что генерал Грант прошел по Югу огнем и мечом и взял Атланту.
Восприятие этого другой стороной хорошо показано в «Унесенных ветром»: с их точки зрения, пришли злые янки и уничтожили их старый добрый мир. Они, южане, себя неправыми не считали. А что Линкольн «канонизирован» и, согласно этому канону, победил потому, что был прав, — так это историю пишут победители.
Вон, в русской революции тоже написали такую историю, но потом пришлось переписывать… Когда расклад сил изменился.
И в сегодняшних конфликтах каждая сторона убеждена в том, что именно на ее стороне правда и справедливость, и именно ее принцип — «правда сильна», right is might, тогда как принцип другой стороны — «сила права», might is right, и против этой идеи «мы» и боремся.
Хотя, по моему личному наблюдению, на самом деле никто не считает себя злодеем, которому одна сила дает право делать всё, что захочет: ведь каждый считает себя правым по-настоящему. Скорее, все считают так: use your might to do what's right — надо «использовать свою силу, чтобы вершить справедливость». Вот и используют, чтобы ее вершить, каждый в соответствии со своим видением справедливости — осыпаемый бранью несогласных с таким ее видением...
Таким образом, вроде бы, видим, что по факту побеждает сильнейший, только по идее все чувствуют, что должен побеждать правый, поэтому и триумфатор так оформляет свою победу идеологически.
Вот только почему все чувствуют, что должен побеждать тот, кто прав? Почему, как выражаются некоторые сегодня, надо быть на «правильной стороне истории»? Почему революционеры, борясь за дело, которое считали правым, также считали свою победу неизбежной?
Осмелюсь предположить: такое чувство и убеждение заложил в человеке Тот, Кто его создал. Даже если сам человек в Него не верит. Да, некоторые провозглашали: «Никто не даст нам избавления: ни Б-г, ни царь и не герой, добьемся мы освобождения своею собственной рукой». Но откуда такая уверенность, что действительно добьются? Если Б-га нет, а по законам природы побеждает сильнейший, то так оно и продолжится, и единственный их шанс — привлечь на свою сторону больше штыков. Что они, собственно, и делали: «в руках у нас винтовка». Но при этом верили свято, что в любом случае победа «правого дела» неизбежна. Почему?
А вот потому что... так просто должно быть! Справедливость должна восторжествовать! Добро должно победить зло! Интересно, кто заложил в человеке такое чувство, если не справедливый и добрый Б-г. Вне зависимости от того, во что человек верит или не верит.
Хорошо, есть чувство, что так должно быть, но всё-таки в реальности разве не побеждает сильнейший, и, даже если добрый, всё равно кулаками? И все эти «сила в правде» — скорее, выражение протеста против этой реальности и выдача желаемого за действительное, не так ли?
Не совсем так. Во-первых, осознание своей правоты, которая, по ощущениям, просто обязана победить, придает человеку моральную силу, уверенность в себе, готовность и способность упорно бороться, волю к победе. И тогда, как говорит Толстой в «Войне и мире», «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… Кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит». Бывает, что победа достигается тем, что противника деморализуют напором и заставляют отступить или сдаться.
Хотя это еще не означает, что победил тот, кто по-настоящему прав — скорее тот, кто был уверен в своей правоте, а также обладал «пассионарностью». Поэтому часто побеждают представители империй, религий или идеологий, находящихся на подъеме: ранний Рим, мусульмане, ведомые Мухаммедом, большевики, ведомые Лениным и Троцким. Они берут молодой наглостью и готовностью убивать и умирать, будучи одержимы фанатичной верой.
Аналогичным образом, кстати, может быть сила и в любви — в том плане, что человек, одержимый любовью, будет готов идти до конца, преодолевая все препятствия. Хотя тогда и ненависть, жажда мести и т. п. тоже может служить таким мотиватором. Ведь месть — это тоже тип «справедливости», ее «восстановления». Да и любое чувство, которым человек может быть одержим и которое толкнет его на какие-то действия.
А, во-вторых, человек, на стороне которого правда, даже если проиграет физическое сражение, достигнет моральной победы. Он боролся за правое дело до конца, он заслуживает уважения.
А поскольку всё-таки именно Б-г вселяет в душу человека чувство справедливости и необходимости ее победы, то, сражаясь за нее, человек также завоевывает награду — полноценность души и вечную жизнь в Будущем мире.
Разумеется, это частное противоречие между «силой» и «правдой» — часть большого классического вопроса: почему в этом мире так много несправедливости и зла? Почему побеждают сильные мира сего, которые вовсе не обязательно правы? Не может такого быть, не должно! Особенно если верить, что мир создан и управляется Б-гом, Который и всемогущ, и справедлив: как же Он такое допускает?
Исчерпывающего ответа на этот вопрос мы дать не можем, но можем сказать: зло и несправедливость созданы для того, чтобы с ними могли бороться люди, в которых заложено чувство добра и справедливости, и на этом пути становиться хорошими. Ведь, если всё будет хорошо и добро всегда будет совпадать с силой и побеждать, то не за что будет бороться, нечего совершенствовать — и вообще нечего делать. Поэтому Б-г и дает злу и несправедливости существовать — в качестве «барьеров», которые должны преодолевать на своей «трассе» жизни хорошие люди, зарабатывая этим свою награду.
Именно так можем подойти к нашему ответу на заданный вопрос — «в чем сила»? Конечно, в Б-ге — и в том, чему придаст силу Он. Да, Он дает силу злу — а потом нам, чтобы могли против этого зла бороться и, как можем, совершенствовать мир. Не всегда будем побеждать зло физически, но всегда морально, и тогда обретать хотя бы полноценность и совершенство души. Да и мир тоже совершенствовать в том плане, что подадим пример, как надо бороться со злом, — глядишь, другие вдохновятся и пойдут дальше.
Остается пожелать всем нам сил и максимальных результатов в борьбе за совершенствование мира.
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его