Темы: Иштадлут, Танах, Давид, Рав Яков Гельфман, Голиаф
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! В Книге Шемуэйл I сказано: «(40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним? Спасибо! Коль брахот! А.
Шалом, уважаемый А.
Ваш вопрос можно разделить на две части. Первая: почему царь Давид не взял только один камень? Вторая: почему он взял именно пять?
На первый вопрос можно ответить так: человеку следует вести себя осмотрительно, принимая во внимание все возможные варианты развития событий. «Может быть, я не попаду с первого раза, и даже если попаду, может, одного камня будет недостаточно». Особенно важен этот принцип в области духовной. Например: существует распространенный обычай брать с собой в дальнюю дорогу тфилин (филактерии), даже если собираешься вернуться домой в тот же день. В чем смысл этого обычая? Может произойти непредвиденная задержка, и тогда, не дай Б-г, мы не сможем выполнить заповедь. Тем более важна предусмотрительность, когда речь идет о спасении всего народа, как в истории с Гольятом. В подобных ситуациях нельзя просто сказать: «Б-г поможет», а необходимо приложить максимальные усилия, чтобы преуспеть, и просить у Б-га помощи в том, чтобы довести дело до конца. (Более глубоко с этим принципом можно ознакомиться в книге «Путь праведных», глава о расторопности).
Почему Давид взял именно пять камней, а не шесть или десять? Ответ можно найти в комментарии Радака (раби Давида Кимхи). Комментатор приводит мидраш: т.к. Гольят стремился опозорить Имя Всевышнего и дарованной Им Торы (которая является свидетельством избранности еврейского народа), а также праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (которые распространяли знание о Едином Творце), Давид положил в сумку именно пять камней: «восстановить» Славу Всевышнего, подорванную Гольятом, и подтвердить истинность связи еврейского народа (троих праотцов) с Творцом посредством Торы. Получается, что пять камней символизируют пять столпов, на которых держится еврейский народ: Всевышний, Тора и трое праотцов, за которых мстит и чью славу восстанавливает царь Давид.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Натан Агрес
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Шмуэль»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Как может та или иная агада или мидраш не войти в противоречие с простым смыслом Торы?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его