Темы: Танах, Машиах, Пророчество, Значение слов в Торе, Хизкияу, Рав Овадья Климовский, Шалом, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.?
Шалом, уважаемый Н.!
Большинство комментаторов, объясняя указанный стих, трактуют его так: Б-г, Которого также называют Пеле Йоэц (чудесный советник) Э-йль (Б-г) Гибор (Могучий) Авиад (Отец навеки, или Отец Вечности), назвал будущего «потенциального» Машиаха Сар-Шалом, предрекая таким образом, что во время его царствования будет мир. Это объяснение базируется на словах мудрецов, которые в нескольких местах Танаха объяснили подобные стихи так же.
Однако в трактате Сангедрин (84а) сказано, что речь в пророчестве идет о еще не рожденном сыне царя Ахаза, который стал одним из самых знаменитых иудейских царей — праведным Хизкияу. Понятно, что здесь не имеются в виду имена, которые он получил, ведь его настоящее имя — Хизкияу. Скорее, речь идет о тех качествах, которыми Всевышний наделил его — мудрость, сила и другие (так Танах говорит в нескольких местах о великих людях, называя их многими именами, которые призваны подчеркнуть их уникальные качества). Сила обозначена выражением эйль гибор. Здесь слово эйль означает «могущественный», так названы были люди, угнанные в вавилонский плен вместе с царем Йеояхином (Млахим II 24:15).
По мнению некоторых комментаторов, слова Пэле йоэц Эль гибор авиад, указывающие на невероятную силу и способность дать совет, относятся к Б-гу, Который предсказал рождение сына у Ахаза и назвал его Сар Шалом — «князь мира». Это предвещало, что в дни Хизкияу в Израиле будет мир — как внешний, так и внутренний, когда все люди стремятся к совершенству. По мнению других комментаторов, все названия указывают на качества, которыми будет обладать мудрый царь. Известно, что во времена Хизкияу даже малые дети знали Тору на высочайшем уровне.
Оба эти объяснения используются вместе, когда мудрецы комментируют подобный стих из Торы (Берейшит 33:20): «И поставил (Яаков) там жертвенник, и назвал его: Э-йль — Б-г Исраэля!» Такой перевод отражает поверхностный смысл стиха, а в трактате Мегила (18а) стих объясняется так: «и назвал Яакова могущественным. Кто назвал? — Б-г Израиля». Там тоже употреблено слово эйль по отношению к человеку.
С уважением, Овадья Климовский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Натан Агрес
Фамилия Шалом произошла от ивритского слова Шалом, которое означает мир. Также есть мужское имя Шалом. Скорее
р. Меир Фомичев
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Неизвестный автор
На фотографии бассейн Хизкияу в Иерусалиме.
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ