Темы: Мудрецы, Подарки, Исправление качеств, Натан Агрес, Долголетие, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Я слышал в нескольких уроках упоминание о том, что некоторые (или многие?) раввины не принимают подарков. Объясните, пожалуйста, подробно причину. Как мне относиться к безвозмездной материальной помощи, которую предлагают не очень близкие люди? Говорит ли Тора или устная традиция о какой-то связанной с этим опасности, зависимости и т.п.? Александр, Брест
Уважаемый Александр! Вы затрагиваете важную и актуальную тему, попробуем, с Б-жьей помощью, немного ее прояснить.
Вы совершенно правильно слышали, что многие раввины отказываются принимать всяческие подарки. Источником этому служит подобное поведение мудрецов Талмуда (см. Кидушин 59б, Хулин 44б и др.), которые, в свою очередь, основывались на словах книги Мишлей (Притчи) царя Шломо (15:27), где сказано: «Ненавидящий подарки удостоится жизни». Так рабби Эльазар, отказываясь от подарков дома Наси (главы евреев Земли Израиля), оправдывал себя: «Разве вы не хотите мне жизни…?!.» А самый первый пример такого поведения мы находим у нашего праотца Авраама, который не согласился принять дань от царя Сдома, говоря: «Поднимаю я руку мою [в клятве] к Б-гу Всевышнему, Владыке неба и земли! От нитки до шнурка от ботинок, не возьму я ничего твоего, чтоб не сказал ты: это я обогатил Авраама» (Берешит 14, 22-23).
В связи с этим необходимо прояснить несколько вопросов:
1. В чем причина негативного отношения к подаркам, и почему тому, кто ненавидит их, обещана жизнь?
2. Приводит ли принятие подарков к укорочению жизни (не дай Б-г)?
3. Есть ли запрет принимать подарки?
4. Какие именно виды подарков входят в эту категорию; что, например, с цдакой (подаянием бедным) и другими подарками, от которых есть польза и для дающего, а не только для принимающего?
Почему нехорошо любить подарки
Негативное отношение Торы к подаркам (а точнее к любви к ним) объясняется целым рядом причин.
1. Отдаление от воровства
Одно из самых доминантных качеств человека — это любовь к деньгам и легкой наживе, что нередко приводит к запрещенным путям добывания прибыли и к ущемлению прав окружающих. Поэтому в качестве «ограды» и отдаления от этой негативной черты, человек призван воспитать в себе неприязнь к чужому имуществу, а достигнув ненависти даже к подаркам, само собой, он отстранится и от воровства и мошенничества (по Раши и рабейну Йоне).
А иногда даже само принятие подарка может быть засчитано Высшим Судом как воровство (хотя это и не воровство в общепринятом значении). А именно, в случае, когда дающий не сделал этого от чистого сердца, а только под давлением обстоятельств или от стыда. Например, когда бедняку неловко отказать незваному гостю в еде, хотя ему самому ее не хватает, и т. п. (Сефер Хасидим гл. 397)
2. Не порабощать себя другим
Более того, получатель подарка как бы подчиняет себя своему благодетелю, как сказано далее в книге Мишлей (22:7) «Богач властвует над нищими, и раб — должник у заимодавца». И если даже берущий в долг считается рабом, тем более — тот, кто получает безвозмездную помощь. Ощущая себя глубоко обязанным, человек скорее всего не найдет в себе силы упрекнуть дающего в случае необходимости. А игнорирование грехов ближнего — это тяжкий грех, за который человек наказывается, как соучастник нарушения! Кроме того, если благодетель захочет использовать его в нечистых целях, ему будет очень трудно отказать. Еще любовь к подаркам приводит к нарушению запретов лести, лицемерия и подхалимства. А о погрязших в этих грехах сказано, что они (даже в мире душ) не удостоятся наслаждаться ликом Шехины — раскрытием реальности Творца (по рабейну Йоне и Сма на Хошен Мишпат гл. 249).
3. Не уповать на людей
Еще любовь к подаркам и принятию безвозмездной помощи приучает человека видеть свою опору и оплот в людях и уповать на них. В то время как на самом деле уповать и полагаться следует только на Всевышнего, который скрытым образом пристально наблюдает за человеком и посылает ему заработок и все необходимое. Люди же — это не более чем Его посланники, и не следует уповать на них (но, конечно, им тоже полагается благодарность за то, что выбрали исполнить возложенную на них задачу) (по Ральбагу и Мецудот).
4. Развивать качества души
Однако, помимо вышеуказанных причин, объясняющих неприятие подарков только как средство избежать других грехов, есть в этом еще одна, более существенная причина. Любая деятельность человека делается либо ради других, либо ради самого себя, и нет исключения из этого правила. Два этих качества — стремление брать или давать — заложены в человеческую натуру, однако источники этих сил кардинально противоположны! Брать — это качество тела (нефеш — животной души), тогда как давать — свойство высшей души (нешама), частички Всевышнего, который только дает и ничего не берет взамен. Задача человека — развить в себе качества души и подчинить им порывы тела. Об этом говорил, наставляя своих детей, великий мудрец Торы рабби Хаим из Воложина (ближайший ученик Виленского Гаона): «Человек явился на свет только для того, чтобы всячески помогать другим!» А привычка жить за чужой счет, наоборот, приводит к развитию эгоизма и желания брать, а не давать.
Есть здесь и более глубокий аспект. До прихода души в материальный мир она находится в состоянии наслаждения светом Всевышнего, однако наслаждение ее не полно, поскольку оно ничем не заслужено с ее стороны; оно дается ей как подарок, как милостыня, то, что называется в книгах неhама де-кисуфа — «хлеб стыда». Само это свойство души исходит из того же факта, что она частичка Всевышнего. Вся цель соединения души с телом и отдаления от своего Источника как раз и заключается в том, чтобы достичь близости к Нему собственными усилиями, преодолевая множество препятствий и трудностей, стоящих на ее пути. Достойно пройдя через этот испытательный полигон, душа возвращается к Творцу, имея заслуженное право наслаждаться Его близостью.
Только тогда вечная награда будет полностью приемлема душой и сможет доставить ей наивысшее наслаждение, которое Творец возжелал воздать Своим созданиям.
Поэтому качество любви к подаркам в корне противоречит всей цели прихода души в этот мир.
Обратим внимание, что на самом деле каждый день мы просим Всевышнего избавить нас от необходимости прибегать к помощи людей. В Биркат а-Мазон (благословении после еды) говорится: «Да будет Тебе угодно, чтоб не нуждались мы ни в подарках [людей из] плоти и крови, ни [даже] в их ссудах».
Почему в награду обещана жизнь
В свете сказанного становится ясным, в чем заключается награда ненавидящего подарки — он удостоится жизни, т. е. долголетия. За то, что человек отдалился от лести и воровства (о котором сказано, что ворующий у бедняка даже мелкую монету как будто отнимает у него душу), т. е. как бы добавил от себя ради Всевышнего, Творец, в Свою очередь, добавит ему жизни. То, что он не уповает на людей и не надеется на их помощь, также служит причиной даровать ему жизнь — подарок, который люди при всем желании дать ему не могут.
И наконец, в силу последней причины — поскольку это качество развивает в человеке свойство высшей души и помогает ему жить согласно воле Творца — это и есть самый главный аргумент продлить годы его жизни.
Укорачивают ли «подарки» жизнь
Но следует выяснить, ведет ли принятие подарков к обратному результату — сокращению жизни (не дай Б-г)? Ведь вполне возможно понять сказанное «ненавидящий подарки — удостоится жизни», как обещание долголетия, и именно так следует из сказанного в трактате Мегила (28а): «Спросил рабби Акива великого рабби Нехунью: в заслугу чего ты удостоился долголетия? Ответил ему: никогда не принимал я подарков…»
Это заключение напрашивается также из анализа полного текста источника (Мишлей 15:27): «Губит свой дом алчущий наживы, а ненавидящий подарки — удостоится жизни». Качество, противоположное ненависти к подаркам — это алчность и желание подзаработать нечистым путем, но почему не упоминается что и любовь к подаркам, а не только воровство, ведет к гибели? И действительно, таким образом объясняет Мааршаль (Яшаш на Хулин 3:9), что ненависть к подаркам — это только сегула (средство) продлить дни жизни, но ее отсутствие никак не увеличивает опасность их укоротить (такого же мнения придерживается респонс Мишне Алахот, часть 17 гл. 137; см. также р. Бехайе в книге Кад аКемах).
С другой стороны, из сказанного в трактате Хулин (44б) можно сделать обратный вывод. Как уже упоминалось, рабби Эльазар объяснял свой отказ принять подарки Наси, говоря: «Разве вы не хотите мне жизни?". По простому пониманию, он имел в виду, что принятие подарков может укоротить его жизнь. (Однако на самом деле этот эпизод приводится и в вышеуказанном трактате Мегила, где неприятие подарков представлено как средство к долголетию, поэтому, возможно, р. Эльазар хотел сказать: не стоит обижаться на мой отказ, т. к. посредством этого я удостоюсь долгой жизни, а ведь вы хотите продлить мою жизнь).
В конце трактата Сота (47б) Талмуд описывает страшный духовный кризис, постигший народ в конце периода Второго Храма. Кроме прочего, сказано там: “Когда умножились принимающие подарки — уменьшились дни и укоротились годы, как сказано: “Ненавидящий подарки удостоится жизни”". Отсюда мы явно видим, что любовь к подаркам все-таки приводит к сокращению жизни. (В защиту мнения Мааршаля можно предположить, что сокращение дней не было прямым следствием получения подарков, но имеется в виду, что если раньше дни людей продлевались в заслугу ненависти к ним, то когда умножились принимающие подарки, продолжительность жизни “вернулась” к своей естественной норме).
Такого мнения придерживаются многие авторы (см. Арвей Нахаль на Бамидбар, гл. Корах, друш 2; р. Цадок а-Коэн в книге Исраэль Кдошим п. 5; р. Элиша Галико на Мегилат Эстер; см. также Рашбо на Кидушин 23а и Рашбам 138б). Так что, подводя итог, можно сказать, что есть в этом вопросе спор мудрецов.
Есть ли запрет принимать подарки
Но, несмотря на все вышесказанное, совершенно очевидно, что не существует никакого запрета принимать подарки (ни по Торе, ни по постановлению мудрецов, см. Раши на трактат Брахот 10б). Более того, получив дорогой или ценный для себя подарок, человек обязан возблагодарить Всевышнего за Его благо и произнести специальное благословение. Есть мнение, что благословляют “Шеhехияну” — “что дал нам дожить до этого времени”, как на другие радостные события, а согласно другому мнению — “а-Тов ве-амейтив” — “дарующий благо мне и другим”, поскольку помимо радости получателя, есть тут и радость даровавшего — в том, что его дар был принят! (см. Шульхан Арух, Орах Хаим 223:5).
Этот закон понятен согласно мнению Мааршаля, что в получении подарков нет никакой опасности. А мнение оппонентов следует объяснить так, как пишет Рашбо (на Кидушин 23а): он говорит, что на самом деле подарок во вред человеку, но поскольку сам человек не понимает этого, и наоборот, желает подарка и рад ему (ведь речь идет о человеке, принявшем подарок) — субъективно это считается для него благом, и он должен благодарить Всевышнего.
Итак, необходимо подвести итог, каково отношение закона к подаркам. Рамбам (в конце законов о подарках) пишет: “Большие праведники и благочестивые люди не принимают подарка от человека, и полагаются на Всевышнего, а не на благодетелей, как сказано: “Ненавидящий подарки — удостоится жизни”.” Как видим, Рамбам приписывает такое поведение только большим праведникам и благочестивым, однако понятно, что это рекомендация и для обычных людей. Так сказано в кодексе Тур и Шульхан Арух (Хошен Мишат 245:5): ”Мидат хасидут (благочестивое поведение, превышающее букву закона) состоит в том, чтобы не принимать подарки, а уповать на Г-спода, который даст ему все необходимое».
Маарша (на Брахот 10б) пишет, что это наставление мудрецов (царя Шломо) — отдалить человека от подарков. Хида (Хаим Шааль, часть 1 гл. 74 п. 42) называет это осмотрительным поведением.
Что не входит в категорию «подарков»
Однако надо подчеркнуть, что все вышесказанное касается только того, что считается «подарком», но есть некоторые виды помощи, не входящие в эту категорию.
1. В случае, когда дающий делает это не только ради получающего, но и ради своей собственной выгоды (например, если он хочет отделить свой двор от соседа, и чтобы убедить его, готов уступить ему лишний метр земли), есть спор между мудрецами считается ли такой подарок «подарком» (см. Бава Батра 13б, Шульхан Арух, Хошен Мишпат 171:6). По мнению некоторых законодателей, можно полагаться на облегчающее мнение.
2. Если же выгода дающего заключается в самом факте принятия подарка получающим, например, когда очень важный человек, обычно не принимающий подарки, готов принять чей-то дар, или когда уважаемый человек соглашается погостить у кого-то и самим своим присутствием делает ему честь, некоторые авторитеты считают, что это по всем мнениям (пункт 1) не считается подарком, а своего рода «сделкой» — ведь получающий «дает» дающему что-то взамен (см. Шаар Мишпат 171:6; Шевет аЛеви часть 6 гл. 229).
3. Если дающий исполняет своим даром заповедь, на это тоже не распространяется «ненависть к подаркам». Поэтому нет никакой проблемы получать цдаку (в случае, когда человек действительно в ней нуждается). А также тот, кто посвящает свое время профессиональному изучению Торы, имеет право получать материальную помощь от заинтересованных лиц, т. к. этим они исполняют величайшую заповедь поддержать мудреца Торы и вообще создать необходимые условия для изучения Торы — занятия, требующего полной концентрации сил и много свободного времени (Хида там же; р. Хаим Фаладжи, респонс Нишмат коль хай гл. 52, и мн. другие).
4. Кроме этого, понятно, что нет никакой проблемы дарить подарки в кругу семьи. Более того муж обязан делать жене подарки по праздникам, и вообще, это хорошая рекомендация в любое время.
Завершим этот очерк словами Хатам Софера (на Хулин 44б , так же пишут Бен Иш Хай в книге Бен Йеояда там и р. Шломо Клюгер в книге Маген Авот на Пиркей Авот 2-12). Он подчеркивает, что не сказано «не принимающий подарков удостоится жизни», а «ненавидящий подарки», т. е. все зависит от отношения человека. Может быть, один не принимает подарки из-за собственной гордыни, хотя в сердце, наоборот, стремится нажиться за счет других — такой человек считаться «любящим подарки». И наоборот, иногда есть необходимость принять чужую помощь (как в случае изучающих Тору, которые отчетливо понимают, что времени и сил и на учебу, и на поиски пропитания у них просто нет). Но если человеку в сердце неприятно это положение, а также он видит в этих подарках провидение Творца и не полагается на людей — нет в этом недостатка, напротив, такой человек считается «ненавидящим подарки», и ему обещана жизнь, несмотря на то, что реально он их получает!
В отношении Вашего конкретного вопроса мне трудно сказать что-либо определенное, но, надеюсь, изложенного выше будет достаточно, чтобы самому принять верное решение.
Желаю удачи и успехов в дальнейшей учебе.
С уважением, Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
В чем принципиальное различие?
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: заповедано ли радоваться в Хануку? Как выполняют заповедь «радости»? Почему в Пурим мы обязаны устраивать трапезу, а в Хануку — нет? Зачем нужны подарки? Дарить подарки в Хануку — это не по-еврейски? Как передать ребенку
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: дарить жене подарки на праздники — обязанность? На какие именно праздники? А если у нее уже есть одежда? Как порадовать жену? Как порадовать детей? Насколько дорогими должны быть подарки?
Злата Грайбер
Отзывы читателей
Рав Ицхак Яаков Фукс
Основная причина того, что человек оценивает других с плохой стороны, заключается в поверхностном взгляде и желании злого начала видеть во всем только недостатки
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: можно ли вступать в деловые отношения с неевреями в их праздники? В каких случаях это разрешено? Можно ли евреям отмечать нееврейские праздники?
Авраам Коен
Авраам Коен
Ита Минкина
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
Можно ли подарить жене цветы и шоколад на «День влюбленных»? А когда можно? Как мы определяем, что такое «следовать путям неевреев»? Каковы черты этого праздника сегодня в западном обществе? А как — по-еврейски?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его