Темы: Вегетарианство, Шхита, Еда, Жертвоприношение, Авель, Рав Меир Мучник, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины. Меня интересует, убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Богу. Как я понимаю, до Ноя люди были вегетарианцами и не убивали животных. Поэтому, если все-таки он убил, какие на это должны у него были быть основания? Спасибо.
Здравствуйте!
Утверждение, что до Ноаха люди были вегетарианцами и не убивали животных, не совсем точно. Верно то, что, сотворив человека, Б-г разрешил ему растительную пищу, но не разрешил на том этапе убивать животных, чтобы есть их мясо. Но это не значит, что изначально животных нельзя было убивать вообще.
И свидетельство тому — жертвы, которые приносил не только Эвель, но и сам Адам. Принося животных в жертву Б-гу, люди их, несомненно, убивали: ведь первым шагом в любом жертвоприношении является забой животного (шхита), другого пути нет.
Но тогда справедлив Ваш вопрос: как это вяжется с запретом убивать животных, чтобы есть их мясо? Более того, если этот запрет основан на «вегетарианском» воззрении, что убивать животных так же негуманно, как и людей, почему Ноаху и его потомкам Б-г все-таки разрешил мясо животных?
Человека нельзя убивать потому, что Б-г дал ему жизнь в этом мире с определенной целью: используя свою свободу выбора, он должен делать добро, совершенствовать мир и себя и таким образом зарабатывать вечную награду в Будущем мире. Убить человека — значит лишить его этой возможности. Поэтому так поступать нельзя в подавляющем большинстве ситуаций.
Животное не обладает свободой выбора в той мере, в какой ею обладает человек, для него не существует понятий добра и зла, основываясь на которых оно могло бы выбирать, совершить тот или иной поступок или нет; оно движимо инстинктами. Поэтому цель, ради которой Всевышний создал животных, несколько иная — служить человеку: либо непосредственно, либо как часть окружающего человека красивого и разнообразного мира, часть природного баланса. Поэтому при соблюдении некоторых условий лишение животного жизни может быть оправдано.
Прежде всего, это тоже должно служить значимой цели. Например, если человек ест мясо убитого им животного, оно тоже ему служит — дает ему силы. Так оно фактически помогает человеку в исполнении его роли — делать добро, совершенствовать мир и собственную душу. Поэтому и душа животного на этом пути может обрести какой-то уровень совершенства вместе с душой человека, выполнению цели которого она способствовала. (Это значит, что человек, который ест мясо, несет ответственность за то, чтобы использовать полученные силы во благо, иначе окажется, что животное было убито зря).
Или, если человек приносит животное в жертву, оно помогает человеку приблизиться к Всевышнему. Ведь именно в этом заключается смысл жертвоприношения: слово корбан («жертва») связано со словом кирва — «близость». Когда жертвуешь ради кого-то чем-то дорогим (а животное — оно дорого и полезно), то тот, ради кого была принесена жертва, становится еще дороже и ближе. Так животное тоже способствует совершенствованию души человека и его приближению к Б-гу.
Другое условие: даже лишая животное жизни ради значимой цели, нельзя подвергать его мучениям. Это никак не поможет ни самому животному, ни человеку. Напротив, сделает человека жестоким и отравит его душу. Поэтому нам в целом запрещено мучить животных (цаар баалей хаим), и даже их забой ради важной цели следует осуществлять особым способом (шхита), при котором животное быстро теряет сознание, едва успев почувствовать боль. Разрешив Ноаху и его потомкам убивать животных, чтобы есть их мясо, Всевышний пояснил, что по-прежнему запрещено есть любую часть тела неубитого животного (эвер мин а-хай): ведь, отрубив ее при жизни животного, мы неминуемо причиним ему страдания.
Таковы были предписания Б-га Ноаху и его потомкам после Потопа. Но до Потопа действовали иные предписания, которые Б-г дал Адаму. Убивать животных ради того, чтобы принести их в жертву Б-гу, можно было уже тогда — по той же причине: это значимая цель, так животное служит человеку, способствует совершенствованию его души и приближению к Б-гу.
Но употребление мяса животного в пищу в то время не было так важно. Поскольку до Потопа вся природа мира была иной — более благоприятной для человека, ради которого была создана. Климат был более умеренным, и пища — более здоровой. Как известно, растительная пища менее питательна, чем животная. Тем не менее, питаясь только растениями, люди до Потопа жили гораздо дольше, чем в последующие эпохи. Таким образом, растительной пищи было вполне достаточно для здорового питания человека.
Поэтому и убивать животных, чтобы есть их мясо, не было разрешено. Как отмечает Рамбан, все-таки животные тоже являются живыми существами и обладают какой-то мерой свободы выбора. Они могут выбирать, какое действие совершить (в отличие от растений, которые даже такой свободой не обладают, хотя тоже, строго говоря, являются живыми организмами). Поэтому в те времена употребление мяса животных в пищу не могло быть целью, ради которой стоило их убивать.
Но потом человек начал злоупотреблять предоставленными ему благоприятными условиями и, вместо того, чтобы совершенствовать себя и мир, наоборот, деградировал сам и наполнил мир насилием. Поэтому Б-г уничтожил людей вместе с их миром в Потопе, а в восстановленном мире создал условия, гораздо менее благоприятные для людей. Тогда растительной пищи стало недостаточно, чтобы поддержать даже ставшую менее продолжительной жизнь человека. Поэтому ему было разрешено убивать животных, чтобы есть их мясо. Это стало важным, так животное служит человеку. Но и при этом, как сказано, мучить животных нельзя, и даже ради значимой цели убивать их следует максимально безболезненно.
С уважением, Меир Мучник
Читайте обзор по теме Каин и Авель
Сайт evrey.com
Наша земная деятельность — своеобразный мост, по которому мы идем, чтобы достичь высших миров. Поэтому сам акт принятия пищи — не лишенное смысла потворство нашим желаниям, но — необходимое действие, поддерживающее наше физическое существование.
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Овадия Монасевич
Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.
Рав Овадья Климовский
До изгнания из Ган-Эден или после?
Рав Реувен Куклин
Придётся человеку дать отчёт за всё, что видели его глаза, но не ел он?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Овадья Климовский
Оглушение током, по-моему, гораздо гуманнее…
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его