Темы: Еврейская молитва, Благословения, Благодарность, Рав Яков Шуб, Арабо-израильский конфликт, Террор
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Сегодня я с двумя сыновьями находились в месте теракта на центральной станции в Иерусалиме. Была паника, мы слышали стрельбу и видели стреляющих в масках (выяснилось потом, что это были наши солдаты), мы бежали, прятались в ближайшей гостинице около часа (было подозрение, что еще один террорист прячется в той же гостинице), полиция не разрешала выходить. Дети пережили очень нелегкий вечер. Нужно ли нам читать Биркат ха-гомель или что-то еще в связи с ситуацией в благодарность за спасение? Спасибо. А.
Уважаемая А.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Слава Б-гу, что с Вами и Вашей семьей все в порядке. В данном случае нет необходимости произносить благословение «а-Гомель». О том, как можно выразить благодарность Всевышнему за спасение смотрите ниже. Давайте коротко разберем этот закон.
Мудрецы установили специальное благословение на спасение от опасности, чтобы дать человеку возможность выразить свои переживания и благодарность Всевышнему за спасение. Это благословение установили в память о благодарственной жертве тода, которую во времена Храма человек приносил, желая поблагодарить Всевышнего (респонс Хатам Софер, Орах Хаим 51). Вот текст этого благословения:
ברוך אתה ד' אל-קינו מלך העולם הגומל לחייבים טובות שגמלני כל טוב.
Борух Ато Адой-ной Эло-эйну Мелех а-олам а-Гомель лэ-хайавим товос шэ-гмалoни xоль тув.
(«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Творящий добро даже грешным, — за то, что воздал мне добром»).
Существует спор о том, после каких именно событий следует произносить это благословение. Согласно первому мнению, его произносят только в четырех случаях: 1) после путешествия по морю, 2) после пересечения пустыни, 3) после излечения от болезни, 4) после освобождения из тюрьмы (Шулхан Арух, Орах Хаим 219:9). Т.е., в соответствии с эти мнением, благодарственное благословение «а-Гомель» установили только для спасения от тех опасностей, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни. И даже если, например, путешествие по морю прошло успешно, без экстренных ситуаций, и жизни человека ничто не угрожало, все равно следует произнести благословение, поскольку эти ситуации потенциально опасны. Выходцы из сефардских общин поступают в соответствии с данным мнением. После спасения от других опасностей благословение можно произнести без упоминания имени Всевышнего (Йалкут Йосеф 219:28).
Современные галахические авторитеты добавляют, что полеты на самолете также являются такой опасностью, после избавления от которой надо произнести Биркат а-Гомель (респонс Игрот Моше, Орах Хаим 2:59; Йабиа Омер, Орах Хаим 2:14).
Согласно другому мнению, указанные четыре ситуации выделили только потому, что они бывают опасными чаще всего, но, в принципе, в любом другом случае, когда жизнь человека подвергалась опасности и он спасся, также надо произносить благодарственное благословение «а-Гомель» (Шулхан Арух, Орах Хаим 219:9). Выходцы из ашкеназских общин поступают в соответствии с этим мнением (Мишна Брура 219:32). Поэтому, например, если человек попал в автомобильную аварию и остался в живых или остался в живых после нападения диких зверей, пожара, террористического акта и т.п., также надо произносить благодарственное благословение «а-Гомель».
При этом отмечают, что после завершения всех опасных ситуаций, кроме четырех указанных, благословение произносят, только если жизни человека реально угрожала опасность и он спасся. Если же опасность была «рядом», но непосредственной угрозы жизни не было, это не является достаточным основанием, чтобы произнести благословение (Алихот Шломо 23:1). Поэтому, например, Рав Шмуэль Вознер в своем респонсе (Шевет а-Леви 9:45) пишет: если по шоссе ехало несколько машин и одну из них арабские террористы забросали камнями, пассажиры других машин не должны произносить «а-Гомель», поскольку их жизнь не была под угрозой.
Соответственно, в Вашей ситуации также не надо произносить Биркат а-Гомель, хотя Вы находились недалеко от места, где произошел теракт.
Но даже в ситуации, когда с точки зрения еврейского закона нет оснований произносить благодарственное благословение, существуют другие способы выразить благодарность Всевышнему за то, что Он хранит и спасает нас. Приведем некоторые из них:
— в молитве Шмонэ Эсрэ в благословение Модим («Благодарим»), произнося слова «Благодарим Тебя … за чудеса Твои, которые Ты совершаешь с нами…», иметь в виду также свое спасение;
— в последнем из утренних благословений, произнося слова «Благословен Ты, Господь, Дарующий благо народу Своему Израилю», иметь в виду также свое спасение;
— произнести с особым настроем молитву Нишмат коль хай («Пусть душа всего живого благословляет Имя Твое…»;
— сделать денежное пожертвование на изучение Торы или нуждающимся в благодарность Всевышнему за свое спасение, подобно тому, как во времена Храма приносили жертву тода.
Однажды наш учитель рав Моше Петровер, руководитель раввинского колеля «Толдот Йешурун», упомянул в разговоре, что сегодняшняя ситуация в Эрец-Исраэль призвана дать нам понять, среди прочего, как мы должны быть благодарны Всевышнему за те относительно спокойные времена, когда нет терактов. Ведь если мы посмотрим на вещи глубже, чем привыкли… Например, вспомним один из последних терактов, совершенный арабом — работником государственной телефонной компании «Безек», и зададим себе вопрос: что является более естественным — когда этот человек чинит телефоны или когда он хладнокровно убивает топором беззащитного еврея? Мы придем к выводу, что последнее является более естественным. Именно поэтому чудом было положение, когда мы спокойно существовали рядом с народом, который ненавидит нас. И стоило Всевышнему на некоторое время приподнять завесу Своей чудесной постоянной защиты, как мы увидели их настоящее лицо. Поэтому каждый должен подумать, что ему следует исправить в своих делах, чтобы вернуть Б-жественную защиту, и благодарить Всевышнего «… за чудеса Твои, которые Ты совершаешь с нами…».
Пусть Всевышний и дальше хранит Вас и вашу семью.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Бенцион Зильбер
Обстреливают весь юг Израиля!
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его