Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?

Темы: Моше, Пророчество, Яаков, Шхина, Значение слов в Торе, Рав Эльяким Залкинд, Ангел

Отложить Отложено

Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый С.,

Необходимо упорядочить:

1. Прежде всего, о Яакове, который, как Вы верно отмечаете, «боролся» с ангелом, не сказано, что он «видел Всевышнего». Но сказано (Берешит 32, 31): «И нарек Яаков имя тому месту Пниель, ибо видел я ангела (элоким) лицом к лицу, и спаслась моя душа». Слово элоким, хотя и является чаще одним из «имен» Всевышнего, здесь, как и в некоторых других местах в Торе, означает «ангел». Яаков говорит об ангеле, с которым боролся до восхода зари. И потому, например, по законам написания свитка Торы, когда слово элоким пишется в этом месте, оно не «освящается», то есть софер (писец) перед тем, как написать это слово, не должен произнести, что пишет его ради святости имени Всевышнего, что обязательно при написании всех имен Всевышнего в Торе.

2. О Моше (Моисее) написано в Шмот 33, 11: «И говорил Всевышний с Моше лицом к лицу, как разговаривал бы человек со своим другом…». Сказано «говорил» лицом к лицу, но не «видел». И так же Моше назвал то, что происходило при получении Торы всем народом Израиля у горы Синай (Дварим 5 ,4): «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами». Тем не менее, напоминая об этом событии позже, Моше предупреждает (Дварим 4, 15): «И очень берегите ваши души, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил Всевышний вам на Хореве (Синае) из среды огня». (Берегите души от ошибки, не связывайте какой-либо образ с вашим восприятием Всевышнего).

А само выражение «говорить лицом к лицу» означает, что разговор происходит без посредника и без дополнительного «средства сообщения» (например, не во сне). (См. в комментариях к этим стихам: Таргум Йонатан бен-Узиэль, Таргум Онкелус, Раши, Ибн-Эзра, Сфорно). Так, «напрямую», говорил Всевышний с народом Израиля на Синае и так говорил постоянно с Моше.

3. Как Вы справедливо заметили, Всевышнего невозможно «увидеть». Ни, разумеется, глазами, ни пророческим постижением. И, как мы упоминали, от подобной ошибки предостерегал Моше (по слову Всевышнего). Ведь Он, благословенный, непостижим, беспределен, запределен для нашего сознания, которое, какой бы силой и способностью абстрагироваться ни обладало, остается ограниченным и нуждается в том, чтобы заключать объект мышления в форму и образ. Но никакие образы не могут дать истинного знания о Нем. Потому такое знание открыто лишь Самому Творцу. (Оно запредельно и для любого ангела или любой силы в высших мирах). А те описания, что мы находим в книгах пророков, которые видели, как будто, Всевышнего в окружении ангелов или на Престоле Славы, — это лишь образные картины, посылаемые пророкам, чтобы они могли постичь определенные свойства деяний Всевышнего, через которые Он раскрывает доступное для мира знание о Себе.

4. О чем же просил Моше в Шмот 33, 18: «…покажи мне славу Твою»? Он просил ясности в постижении корня того «знания» о Всевышнем, которое предназначено для раскрытия в сотворенном мире. Постижения, как будто, сути «Его сияния», приходящего в мир, — того, что называется «славой» Всевышнего, Шхиной (Его присутствием). И на это Всевышний ответил (33, 20): «…не сможешь увидеть Мой лик, ибо не может видеть Меня человек и остаться живым». Слово «лик» означает то, что Моше просил показать ему, — «Славу». И назвал Всевышний «Славу» — «Мой лик» или «Меня». Всевышний уподобил ее «лицу» — лицо человека позволяет тому, кто на него смотрит, узнать многое об этом человеке, в том числе и о его внутреннем мире, ведь лицо отражает качества и движения души. Однако, разумеется, это не означает, что, увидев лицо, можно увидеть душу человека (которая и является, собственно, самим человеком). Душу невозможно увидеть. Подобно этому «Слава», Шхина — как будто «лицо» Всевышнего. Моше думал, что сможет увидеть «Славу» и постичь таким образом больше и о Самом Творце. Но, несомненно, речь не шла о том, чтобы увидеть, как будто, саму «душу». И ответил Всевышний Моше, что и «лицо» — Шхину — человеку нельзя постичь, пока он пребывает в этом, материальном мире. (Или потому, что, согласно некоторым комментариям, если увидит — умрет, или, как объясняет Рамбан, потому, что при жизни не увидит вовсе, так как прежде, чем сможет постичь, душа покинет тело человека).

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его