Темы: Авраам, Благословение, Гостеприимство, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Мир Израилю! Прошу ответить на вопрос: какое благословение произносил Авраам и говорил произносить людям после того, как он их принял и накормил, вместо платы деньгами? Заранее благодарю. Мир Израилю! К.
Шалом алейхем, уважаемый К.,
Вавилонский Талмуд[1] трактует слова Торы[2] о праотце Аврааме — «И воззвал там именем Всевышнего к миру» — следующим образом: он добивался того, что все путники, проходившие мимо его шатра, благодарили и благословляли Всевышнего. «Как это происходило? После того, как Авраам принимал путников у себя и угощал их, разумеется, они благодарили его за это. В ответ он говорил: “Разве вы ели то, что принадлежит мне? Вы ели от того, что принадлежит Творцу всего мира!”. Тогда путники благодарили и благословляли Того, по Чьему слову был сотворён мир». Согласно этому, благословение, которое путники произносили, могло звучать так: «Благословен Тот, по Чьему слову был сотворён мир!» (На иврите, в транскрипции: Барух Ше-Амар вэ-айя олам).
Разъясняя это место в Талмуде, комментарий Тосфот Шанц цитирует мидраш, в котором сказано: если путники не желали благословлять Всевышнего, Авраам говорил им: «Тогда платите за то, что съели и выпили. Но только это весьма высокая сумма, ведь я живу посреди пустыни и доставить сюда еду и питьё требует немалых усилий». Когда путники видели, что Авраам собирается взять немалые деньги, они предпочитали благословить Всевышнего.
Мидраш Рабба[3] уточняет, как именно это происходило. После того, как путники заканчивали трапезу, Авраам говорил им: «Благословите!», а они спрашивали: «Что мы должны сказать?» Он отвечал им: «Благословен Творец мира, Чью еду мы ели!» (На иврите, в транскрипции: Барух Э-ль олам, ше-ахальну ми-Шело). То есть, согласно этому мидрашу, такова была формула благословения.
Очевидно, благословение могло быть и иным. Ведь принципиальным (согласно комментарию Талмуда) было именно то, что благодаря Аврааму люди начинали благодарить, благословлять Всевышнего. То есть, он сообщал им веру в то, что всё, что наполняет этот мир, принадлежит Всевышнему, а мы — лишь пользуемся дарованными Им благами и должны Его за это благодарить. А слова, которыми это выражается, могли быть разными…
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Трактат Сота, лист 10а.
[2] Книга Берешит 21:33.
[3] На тот же стих Торы.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Яков Шуб
Для кого хозяева приготовили столько яств?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его