Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто был инициатором отправки разведчиков в Святую Землю? Всевышний или народ?

Темы: Разведчики, Пятикнижие, Моше, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемые раввины! Читаю Библию в Синодальном переводе и возник вопрос. Числа 13:2-4; Второзаконие 20:23. Кто был инициатором отправки соглядатаев? Я более чем уверен, что в Библии нет противоречий, но не могу понять этот текст. Возможно, здесь недостаток перевода. Заранее благодарю за ответ. Александр

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Александр!

Рассмотрим для начала упомянутые Вами отрывки.

Из книги Бемидбар (13:2-3): «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кенаанскую, которую Я даю сынам Израиля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Г-сподню; все мужи те главы сынов Израилевых они».

И из книги Дварим (1:20-24): «И сказал я вам: дошли вы до горы Эморийца, которую Г-сподь, Б-г наш, дает нам. Смотри, дал тебе Г-сподь, Б-г твой, землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Г-сподь, Б-г отцов твоих; не бойся и не страшись. Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”. И понравилось мне слово это, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена. И они отправились и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и разведали ее».

На первый взгляд, отрывки противоречат друг другу — непонятно: разведчики были посланы Моше по слову Всевышнего или по желанию народа?

Однако Вы совершенно правы, никаких противоречий нет. Зачастую Тора, упоминая дважды об одном и том же событии, меняет некоторые детали — чтобы при максимальной «экономии» слов сообщить дополнительную информацию. Иногда по некоторым причинам эта информация содержится в Торе только в виде вот таких намеков. Поэтому внимательный анализ двух отрывков полностью проясняет то, что Тора хотела донести до нас.

Устное предание сообщает, что на самом деле послать разведчиков предложил народ, а Моше согласился, рассудив, что подобно продавцу, который не уклоняется от демонстрации своего товара и этим вызывает доверие (в результате покупатель отказывается от проверки, так как готовность продавца говорит ему о многом), он как посланник Б-га должен проявить готовность проверить, как обстоят дела в обещанной Всевышним земле. Тогда, рассчитывал Моше, народ, возможно, не будет настаивать на отправке разведчиков, видя, что от него ничего не пытаются скрыть. Всевышний же после этого, разрешая Моше послать разведчиков, говорит: «Пошли, как ты хотел…» И это — не приказ, а позволение.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его