Темы: Конец времен, Мудрецы, Соблазн, Современность и Тора, Натан Агрес, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Мне не до конца понятно соотношение нашего духовного уровня с уровнем предыдущих поколений. С одной стороны, все говорят о йеридат а-дорот — снижении духовного уровня поколений, а с другой — есть известное выражение, что наше поколение подобно карликам, стоящим на плечах у великанов.
Как я понимаю, это значит, что хоть сами мы гораздо меньше, но благодаря гигантской работе всех предыдущих поколений мы оказались на их «плечах», т.е. духовно выше их и видим дальше, хотя собственная наша заслуга в этом минимальна. И действительно, слава Б-гу, сегодня мы видим, насколько процветает изучение Торы, помощь бедным и неимущим, поддержка больных и т.п.
Уважаемая О., Вы поднимаете важный вопрос. Давайте постараемся навести в нем порядок.
Карлики на плечах великанов
Выражение «карлик на плечах великана» встречается у рабби Ишаяу де-Трани, одного из крупнейших мудрецов Италии 12 века (см. также в предисловии книги Шиблей а-Лекет, 13 век, и др.), и, что интересно, он приводит его от имени нееврейских философов.
Этим фактором он аргументировал свое право оспаривать законодательные заключения более ранних мудрецов (периода геоним, 7-10 века). Как и в науке, так и в постижении Торы, когда используются опыт, знания и открытия предыдущих исследователей, иногда появляется возможность взглянуть на вещи более широким взглядом, взять в расчет всевозможные стороны и нюансы, и прийти в результате к новым выводам, отличным от мнения предшественников.
Однако все это только при условии, что у последних есть все же достаточно «средств» как следует постичь мудрость первых. Но в случае, когда мудрость первых «недоступна» последним, карлик остается карликом — у него просто не хватает сил взобраться на шею великана.
Именно поэтому сами мудрецы определяли наступление новых эпох в изучении Торы. Они ощущали снижение собственного уровня понимания по отношению к предшествующим, что обязывало их принять мнение первых как безоговорочное (насколько надо любить истину и беспрекословно следовать ей, чтобы преклонить голову перед другим, когда сам понимаешь иначе!).
Так, после составления Талмуда мудрецы следующего поколения единогласно постановили, что отсюда и далее никто не будет оспаривать законодательные постановления Талмуда (и с тех пор ни один мудрец даже не попытался оспорить это решение). То же самое произошло в конце эпохи «ришоним» (примерно в 14 веке), когда раввины вновь ощутили колоссальную разницу между собой и их предшественниками.
Эпоха «ахроним» длится по сей день, и хотя во всем, что не касается практического закона, у каждого мудреца (если только он воистину мудрец) есть право на собственное мнение, в том, что касается непосредственного руководства к действию, принимается мнение первых.
Все это касается изучения Торы и принятия законодательных решений.
Снижение духовного уровня поколений
Но в отношении духовного уровня человека, т.е. таких факторов, как богобоязненность, умение контролировать свои чувства и эмоции, способность проникнуть и изучить свой собственный внутренний мир, совершенствовать качества характера, приподняться над мирской суетой, и многое другое из этой области — во всем этом, вне всякого сомнения, наблюдается постоянная тенденция упадка. Причем не только в количественном аспекте (первые делали больше, а мы меньше), но в основном в качественном (мы вообще не задействуем те части интеллекта и душевные силы, что задействовали они). То, что называется в книгах «катнут мохин» — «сокращение разума»!
Этот процесс очень точно охарактеризовали наши мудрецы (Шаббат 112б): «Если первые (поколения) как ангелы, мы — люди, а если первые как люди, мы…как ослы». И оспаривать это бесполезно, поскольку факты говорят сами за себя (понятно, что речь идет о большинстве, но отдельные люди и в последних поколениях поднимались до невероятных духовных высот, и каждый из нас в принципе имеет такую возможность).
Понятно также, что в этом аспекте нет у «карлика» возможности взобраться на плечи великана, ведь мы говорим о самой сути и уровне человека, а не о знаниях, которые еще можно как-то перенять у предшественников (как выяснилось выше, тоже с определенными ограничениями).
Цепочка поколений
И все же в каком-то смысле сравнение с карликом на плечах великана имеет место. Имеется в виду наша возможность позитивно влиять на мир и на самих себя.
Иудаиз м утверждает, что любая деятельность человека (на уровне мысли, речи или действия) помимо открытого воздействия, имеет еще и скрытое влияние на него самого и на окружающих.
Добрые дела, исполнение заповедей, молитва и т.п. влекут за собой «ответную реакцию» Свыше, и точно так же — негативные действия. Таким образом, незаметно для нашего взора мы постепенно исправляем мир (от греха Адама — первого человека, и др. грехов), когда каждое поколение получает особую, свойственную только ему задачу в общей программе.
Первые поколения (особенно до всемирного потопа) жили сотни лет, поскольку им предстояло исправлять широкомасштабные «неполадки», в отличие от последних, задача которых ограничивается более локальными исправлениями. Но все же все поколения в целом представляют собой единую цепочку, и мы, стоя на плечах предшественников, получаем доступ к тем сферам духовной деятельности, которые еще осталось возродить.
Чем нам гордиться?
Как Вы совершенно верно подметили, слава Б-гу, в последние десятилетия наблюдается колоссальный подъем в области изучения Торы, поддержки неимущих, хеседа и качества исполнения заповедей в целом. Однако, не умаляя нашей заслуги, надо признать, что основная доля во всем этом принадлежит Всевышнему! Именно Он создал нам такие «тепличные условия», в которых не так уж трудно исполнять Его волю. И нетрудно предположить, что если бы подобные условия имели место в прошлом, наши предки достигли бы еще больших результатов.
В чем состоит наша задача
Что же касается нашего поколения, стоящего в преддверии прихода Машиаха, его роль очень велика и непроста.
Чем ближе к рассвету, тем гуще тьма. Перед своим тотальным уничтожением силы зла используют весь свой арсенал, чтобы всеми возможными методами помешать воцарению истины и блага, совратить как можно больше людей с верного пути.
Сегодня, как никогда раньше, возможность отдаться греху (совершенно незаметно для окружающих) необычайно велика, соблазны и испытания окружают нас со всех сторон. Но тот, кто не поддастся на искушение, одним лишь этим исправит гораздо больше, чем все, что его предки должны были исправлять скрупулезным и длительным трудом!
Оставаясь крепкими в вере и исполняя заповеди сегодня, во время полного безверия, узаконенного насилия и разврата, утраты всяких моральных ценностей и неограниченных возможностей погрязнуть в животных страстях, мы возносим Всевышнему особый дар, которому не было аналогов в прошлом. И, безусловно, наша работа ценится очень высоко!
Кроме того, как пишет рабби Хаим Виталь (ученик Аризаля), задача последних поколений — приблизить Избавление с помощью молитвы и неустанных обращений к Небесам. Поскольку одно из условий Избавления — это ожидание и рвение самих людей достигнуть его!
И еще, любое влияние Свыше обусловлено соответствующей просьбой человека. Поэтому даже когда в заслугу коллективной работы всех поколений Избавление уже «готово» снизойти в этот мир, чтобы реализовать его необходимо искренне молить об этом Всевышнего! В противном случае все уготовленные нам блага могут остаться где-то там, наверху, только из-за недостатка в молитве…
В надежде на всеобщий духовный подъем и скорое Избавление.
С уважением, Натан Агрес
см. ответ Почему Танах «злословит» о праведниках
Журнал «Мир Торы»
Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Овадья Климовский
Кто из них царь, а кто — страна?
Рав Замир Коэн
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир
У меня вопрос немного странный, но очень тревожный…
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его