Темы: Раскаяние, Танах, Пророчество, Хизкияу, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, Квод ха Рав. Спасибо огромное за то, что вы делаете. Этот сайт стал для меня неким руководством по исправлению своих путей и, дай Б-г, ещё для многих людей кроме меня. У меня вопрос следующего характера: царь Хизкияху должен был умереть. Однако, когда он помолился, Б-г даровал ему дополнительные годы жизни. А Хизкияху, в свою очередь, согрешил, выставив напоказ все свое богатство. Может ли быть такое, что Б-г, зная наперед о прегрешении праведника, забирает его, дабы сохранить его душу и его потомство от греха? И не является ли грехом то, что Хизкияху обрадовался тому, что беда настигнет его потомство, а не его самого? С уважением, Евгений
Здравствуйте, Евгений!
О Вашем первом вопросе: в истории с Хизкияу Б-г никого не забрал преждевременно, чтобы сохранить душу этого человека от греха, так что случай Хизкияу не имеет отношения к этой теме.
Но есть другой пример — Ханох, о котором сказано (Берешит 5:24): «И не стало его, ибо взял его Б-г». Раши (там же, 5:22) объясняет: Ханох был великим праведником, но не был достаточно стойким человеком, и существовала опасность, что он не останется на прежнем уровне и согрешит. Поэтому Б-г забрал его сравнительно рано: другие люди того времени жили по восемьсот-девятьсот лет, а Ханох — только триста шестьдесят пять. Но и здесь речь не идет о том, что Ханох совершил бы какой-то определенный грех. Просто в целом существовала опасность, что он может не удержаться на том высочайшем духовном уровне.
О реакции Хизкияу на пророчество о бедствии, которое постигнет его потомство, но не его самого (Йешаяу 39:8): «Благо слово Г-спода, которое ты изрек, будут мир и правда в дни мои!» На первый взгляд, его слова действительно напоминают знаменитую реплику, приписываемую Людовику XV: «После нас хоть потоп!» Но Мальбим (в комментарии к этому стиху) объясняет, что Хизкияу имеет в виду другое.
Существует принцип: когда пророк предсказывает бедствия, — которые обычно являются наказанием за грехи, — они еще могут быть предотвращены, если люди раскаются. Но если пророчество благоприятно, оно сбудется безусловно. Это и имеет в виду Хизкияу. Пророк сообщил ему две новости: хорошую и дурную. Хорошая — при его жизни будет мир. Плохая — после его смерти будут беды. На это Хизкия реагирует: первая новость — точно хорошая, т.к., если пророк предсказывает хорошее, это обязательно сбудется. Вторая же новость — не обязательно плохая, т.к., если люди раскаются, то беду еще можно предотвратить.
Таким образом, на самом деле в реакции Хизкияу вовсе не было эгоизма и это не было грехом.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Михаэль Солганик
Неизвестный автор
На фотографии бассейн Хизкияу в Иерусалиме.
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»