Темы: Храм, Устная Тора, Еврейская история, Скрижали Завета, Рав Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак выглядели Лухот а-Брит — скрижали Завета? Откуда эта арочная форма, известная сейчас? Спасибо, Я.М.
Уважаемый Я.М.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Из трактата Бава Батра (14а) следует, что скрижали были параллелепипедами высотой в 24-30 и шириной и длиной 48-60 см. (там размеры приводятся в амот — «локтях»). Нигде не упоминается о том, что торец был закруглен.
Форма с арками идет из европейского представления о «восточной эстетике»: дугообразные линии… Полагают, что таким образом их начали рисовать художники эпохи Возрождения, продолжил Рембрандт, а позже, уже в 19-ом веке — Гюстав Доре и др. Примерно лет 35-40 назад рав Менахем-Мендель Шнеерсон зацаль, Любавичевский Ребе, начал активно работать над тем, чтобы возвратить нам правильное представление об их форме. Он считал эту деталь крайне важной, так как представление о Торе у юного поколения должно быть истинным. Ведь если не из Талмуда, то откуда мы знаем, как выглядели Скрижали, Храм, Менора?.. Это на самом деле очень важно. Иногда в погоне за эстетикой, красивой стилизацией теряется истинность нашего Предания. Как, например, выглядел рукомойник в Храме? Подробных описаний нет, но его модель создали на основе предположений. Как-то на экскурсии в одном исследовательском центре, когда Ваш покорный слуга спросил, на основании каких источников это сделано, ответ был: «Нам так показалось… ведь нет источников, которые бы это опровергали». Где нет таких источников, так, может, и «суда нет». Но там, где они есть, мы должны показать, что описанное в Талмуде — это истина, это переданная нам Б-гом Тора. С другой стороны, можно возразить, что изображение с арочной формой видели многие великие раввины прошлых времен. Почему же они промолчали, не возражали? Возможно, они не считали это настолько принципиальным… Сложно сказать, тем более что мнение рава Шнеерсона представляется весьма логичным.
Кстати, в синагоге рава Хаима Каневского его отец, Стайплер, также дал указание изобразить квадратные скрижали над ковчегом.
То есть, в этом вопросе великие люди из разных общин придерживаются единого мнения.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Мендель Агранович
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Пинхас Шнайдер
Какими были Скрижали Завета?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его