Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как мог Ог уцелеть во время Потопа? Динозавры, и те не спаслись!

Темы: Ог, Провидение, Ноах, Потоп, Устная Тора, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский, Великаны

Отложить Отложено

Вопрос предназначается раву Овадье Климовскому. Шалом ве браха, уважаемый рав! Простите меня, что уже второй раз вмешиваюсь в Ваши ответы. На этот раз я насчёт ответа про Ога, потомка Рефаимов.

Как мог он спастись, если Всевышний сказал, что истребит всё живущее, у которого есть дух жизни (Берейшит 6:17; 7:22—23). И 24 пасук повествует: «и остался только Ноах и что с ним в ковчеге» по одной простой причине «Ноах же понравился очам Ашема» (6:8), «ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении» (7:1).

Потоп длился почти год. Как мог спастись человек в таком катаклизме, притом и без еды? Такие мощные животные, как динозавры, и то скончались. В Берейшит 14:13 сказано о спасшемся. Но разве здесь речь о спасшемся от потопа? Речь идёт о человеке, спасшемся от плена. Даже имя его здесь не упоминается.

Рефаимы упоминаются даже и в 2Шмуэля 21:16. Да и сейчас немало таких огромных людей. К примеру, баскетболисты. В пример можно взять бывшего российского игрока баскетбольной команды, которому (если мне не изменяет память) уже около пятидесяти, но он продолжает расти. Диагноз заболевания — гиперфункция гипофиза. Прошу прощения, если я чем-то Вас обидел. С уважением, Николай

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и браха, уважаемый Николай!

Вам не за что просить прощения, никакие вопросы не могут обидеть, если не заданы единственно с такой целью. Но чтобы не повторяться, посоветую Вам поискать на сайте то, что мы уже писали об Оге, недавно эта тема поднималась несколько раз. Возможно, мне стоило более ясно подчеркнуть, что понимание текста Письменной Торы передано нам по Традиции мудрецами — и это собственно Устная Тора, без которой мы бы не смогли даже правильно прочитать написанное, так как не знали бы огласовок.

С другой стороны, некоторые вещи мы можем понять сами, внимательно читая текст и используя аналогии. Например, если Всевышний сказал, что истребит ВСЁ живущее, мы имеем право предположить, что имеется в виду ПОЧТИ ВСЁ. Ведь сказано чуть раньше: «и извратились все живущие» — но ведь не все же, как мы знаем. Ведь сразу вслед за этим сказано, что Ноах оставался праведником, следовательно, слово «все» может означать «подавляющее большинство».

Кроме того, существует предание, что Потоп был отложен еще на семь дней (есть на это намек и в тексте — см. Берейшит 7:10) из-за траура по праведнику Метушелаху. Получается, что когда «увидел Всевышний, что извратилось все живое…», Метушелах тоже был еще жив. Соответственно, предание о спасшихся отдельных людях или великанах не противоречит ни логике, ни букве Писания. А о том, как могли выжить те, кто уцелел, можно сказать, что если на то была воля Творца, Он мог дать им такую возможность. Ведь и Ноах, несмотря на все видимые приготовления, не смог бы выжить, если бы не чудо, совершённое Всевышним. Таким чудом, по большому счету, является и вся наша жизнь…

По поводу «беженца», спасшегося от плена. Вы правы в том, что простое понимание текста именно таково. Но почти все комментаторы приводят предание мудрецов, что имеется в виду тот, кто спасся от потопа. Одно из объяснений, на котором базируется такое толкование: если бы это был обыкновенный беженец, было бы написано просто палит. А поскольку слово употреблено с определенным артиклем — а-палит, можно усмотреть в этом намек на предание об особенном человеке, который спасся не только от войны (что, возможно, удалось не ему одному), но и от потопа. Так комментирует Мальбим, а другой вариант объяснения мы уже излагали в предыдущих ответах.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его