Темы: Еврей, Египет, Авраам, Значение слов в Торе, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Читая Тору, никак не могу понять. Слово «иврим» встречается впервые во время истории с Йосефом, когда тот говорит, что «я из страны Иврим». При этом позже, когда египтяне накрывают стол для братьев Йосефа «отдельно», то снова звучит слово «иврим» и то, что для египтян мерзость — есть с ними за одним столом. Вот я и не пойму… если иврим — это жители Ханаана, то возникает вопрос: в книге Шмот Б-г посылает Моше и Аарона со словами «так сказал Б-г, Б-г а-Иврим…» Если же слово «иврим» обозначает 70 человек, которые впоследствии спустились в Египет, то тогда это тоже странно… их же мало, и вряд ли о них были так наслышаны египтяне. С уважением, Евгений
Дорогой Евгений!
На Ваш вопрос отвечает Рамбан в своем комментарии к Торе (кстати сейчас есть и на русском языке).
Евреи называются «иврим» потому, что так Тора называет их родоначальника Авраама в главе Лех Леха (14:13). Простое значение этого слова — «пришедший с той стороны, с того берега» («берег» или «сторона» на святом языке — «эвер»). И Авраам был назван так потому, что пришел в Землю Израиля из Междуречья, то есть с другого (по отношению к Эрец-Исраэль) берега реки Евфрат. Переселенцев часто называют именем местности, откуда они родом, например, Петербуржский, Варшавский и т.д. То есть Авраам — это было имя, а Иври — фамилия. По мнению Сфорно эта фамилия была образована от имени предка Авраама — Эвера, великого праведника, поскольку Авраам был достоин носить его имя. Таковы многие фамилии, образованные от имени главы семьи, например, Абрамович, Ицхаков и т.д. По мнению мудрецов, этноним «евреи», «иврим» упоминается в Торе, открывающей сущность вещей, чтобы указать нам на особую черту, свойственную Аврааму и нам — его потомкам: «Весь мир по одну сторону, а Авраам — по другую». Стойкость, умение не поддаваться чуждым влияниям, а упорно придерживаться истины — то качество, которое, в идеале, присуще евреям. И именно это качество сделало Авраама «князем Б-жьим» среди кнаанейцев.
Страна, земля «иврим» согласно объяснению Рамбана — это или долина Хеврона, где проживали потомки Авраама, или вся Страна, названная так по имени евреев, живших в ней. Они были малочисленны, но слава этой семьи, провозглашавшей Единство Б-га и отрицавшей идолопоклонство, вышла далеко за ее пределы (что не изменилось и сегодня, когда за делами евреев пристально следят даже далекие страны, казалось бы, совершенно не связанные с ними). К этому можно, наверное, добавить и то, что у них было, по всей видимости, много сподвижников и почитателей и среди местного населения, не говоря уже о многочисленных домочадцах (рабах и рабынях).
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Ефим Свирский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Ашер Кушнир
Чем евреи отличаются от других национальностей.
Рав Натан Агрес
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Яков Гельфман
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Откуда оно произошло, и что оно означает?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его