Темы: Многоженство, Шломо, Брак, Любовь, Рав Меир Мучник, Рабейну Гершом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Соломон имел так много жён и наложниц? Что это, неумеренные проявления похоти плоти (ведь он лишил этих девушек радости настоящей семейной жизни и любви) или??? Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Царь Шломо (Соломон) был сыном царя Давида, от которого в конечном итоге должен произойти Машиах (Мессия). У самого Давида был потенциал для того, чтобы стать Машиахом, только ему в силу ряда причин не удалось. Его сын Шломо тоже обладал этим потенциалом и ощущал его.
В чем заключается задача Машиаха? Среди прочего — в объединении всего человечества под властью Б-га для служения Ему.
Машиах будет «царем». Истинный царь — не просто властитель. Он объединяет и сплачивает народ. Ведь «народ» — это множество индивидов, каждый из которых обладает своим характером, взглядами, способностями и т. п., и, если собрать их вместе без всякой координирующей силы, они окажутся, скорее, «лебедем, раком и щукой». Поэтому нужен лидер, чтобы сплотить их и повести в едином направлении. Организовать в общество, где каждый будет играть свою роль и действовать на благо всем. В этом и состоит задача истинного царя. А объединяет он народ, «устанавливая связь» с каждым из индивидов. Каждый может сказать: это мой царь, мой лидер, он отражает мои чаяния, подает мне пример, ведет за собой.
А Машиах должен стать таким царем для всего человечества.
Ведь изначально все человечество было единым. Но после того, как люди направили свою объединенную силу против Б-га, Ему пришлось внести в их среду раскол, разделить на разные, бесконечно конфликтующие народы и цивилизации (см. Берешит 11). С тех пор более продвинутые люди, понимая беспочвенность и бессмысленность этих конфликтов, мечтали о том, чтобы человечество вновь объединилось и жило в мире и согласии. Но это возможно лишь в том случае, если люди вместе будут не бунтовать против Б-га, а служить Ему. А это значит также не выступать против евреев — «народа священников», представителей Б-га, а служить Б-гу под их духовным руководством. В этом и состоит задача Машиаха: привести человечество к подобному объединению и служению Б-гу.
Способ — тот же: установление связи с каждым народом. Более того, главная причина конфликтов между разными обществами и народами — сложность понимания, смешение языков и понятий. То, что один называет «кирпичом», другой называет «глиной» (см. Раши там же). И Шломо, наделенный Б-гом высшей мудростью, ощутил в себе способность постигать все точки зрения, все стороны любого конфликта, говорить с каждым человеком на его языке. Поэтому он решил, что способен преодолеть все эти расколы.
Именно стремясь к этой цели, он взял столько жен. Это были не простые жены — это были принцессы, дочери различных правителей. То есть — представительницы разных народов. Женясь на них, Шломо узнавал их менталитет и нравы, достигал углубленного понимания «души» народов, которые они представляли, устанавливал с ними связь. На более глубоком уровне он стремился через своих жен «починить» духовный корень тех народов. А на политическом уровне это были «династические браки» — с их помощью Шломо добивался укрепления мира и дружественных связей с теми государствами. Дети от этих браков могли наследовать престолы соответствующих стран, что способствовало бы всеобщему единению. (В конечном счете, достигнуть всеобщего единения он не сумел, но такова была его цель).
А что касается настоящей семейной жизни и любви, то Вы, конечно слыхали, что «жениться по любви не может ни один король». И, разумеется, ни одна принцесса не вступала в брак по любви. Только песенка подразумевает, что другие, не короли, жениться «по любви» могут, и что эта любовь настоящая. На самом же деле то, что в современном мире принято называть «любовью», — скорее мимолетное романтическое увлечение, страсть, которая потом довольно быстро проходит, ибо будничная семейная жизнь совсем не похожа на ту райскую идиллию, которая видится «влюбленным». А настоящая любовь достигается работой над уже существующим браком — не просто жить будничной жизнью, со всей ее суетой и раздражителями, а заботиться друг о друге, вместе проходить через все испытания и так обретать единство, жить «душа в душу».
В большинстве случаев этого могут достичь только один мужчина с одной женщиной. Поэтому (и по ряду других причин) последнюю тысячу лет многоженство в европейском еврействе было официально запрещено декретом Рабейну Гершома, но и до этого оно не было распространено. Тем не менее, формально оно не было запрещено Торой, и отдельные случаи многоженства встречались. Во многих из них многоженство было «меньшим из зол»: например, если любимой жене не удавалось родить детей, то менее драматично было взять еще одну жену и сохранить первую, чем разводиться с первой, чтобы взять вторую. А царю, в силу политической необходимости, можно было заключать такого рода династические браки, и воспитанные в той среде принцессы изначально понимали свою роль. Тем не менее, можно также сказать, что царь, который в силу своего жизненного предназначения способен понимать многих людей и устанавливать с ними связь, способен также устанавливать близкую связь со многими женами. Особенно такой выдающийся царь, как Шломо, который обладал особой способностью устанавливать отношения с самыми разными людьми и понимать всех — и свой собственный народ, и другие народы тоже. Такого человека могло хватить и на близкую связь и понимание со многими женами.
Наконец, возможно также, что и время было другим, и понятия брака и любви несколько иными, и люди тоже другими — так что в результате даже в полигамных семьях все-таки можно было поддерживать такую семейную жизнь и любовь, какие были приняты тогда. Поэтому полигамия и не была запрещена Торой. Б-г создал не только разных людей, но и разные эпохи, все они отличаются по характерам, и у каждого человека — и поколения — своя роль. В силу своих различий, им бывает очень трудно понять друг друга — даже «смежным» поколениям отцов и детей, что уж говорить о поколениях, разделенных тысячелетиями. Нам понятно и очевидно одно: в наше время евреи, соблюдающие Тору в ее современном виде, по факту создают относительно наиболее крепкие и хорошо функционирующие семьи. Так же мы можем быть уверены, что и евреи той эпохи могли жить нормальной семейной жизнью и любить даже при многоженстве, поэтому Б-г его и не запретил. Когда же времена и люди изменились, мудрецы в лице Рабейну Гершома приняли это во внимание и установили новые критерии брака, чтобы сохранить тот дух семейной жизни и любви, который столь необходим для истинной еврейской жизни.
Ведь в этом и заключается вся суть права мудрецов на введение «новых» законов Торы — хотя законы новые, они вводятся с целью поддержания в новых условиях изначального духа еврейского Закона и еврейской жизни. Обсуждаемый нами принцип — не исключение.
Таким образом, брак царя Шломо с этими женщинами не противоречил человеческой потребности в семейной жизни и любви. Отчасти — поскольку требования и ожидания в этой сфере были другими. А отчасти — поскольку такой человек, как Шломо, был способен удовлетворить самые высокие требования, в соответствии со своей ролью и предназначением.
С уважением, Меир Мучник
Рав Моше Пантелят
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Бенцион Зильбер
Многожёнство - обязанность?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Описывая свой сон, фараон назвал коров יפות תואר (прекрасно сложенными). Ни один мясник не обратит внимание на совершенство форм коровы, он оставит это поэтам и художникам.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.
«Оцарот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
«Оцарот»