Темы: Христианство, Танах, Пророки, Хизкияу, Рав Овадья Климовский, Йешаягу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Меня интересует книга пророка Исаии 9:1-7, потому что христиане утверждают, что это об Иисусе из «Нового завета» и приводят это и другие места из пророков. Лично я не верю в «Новый завет», но такие места меня вводят в недоумение. С ув.,Серж
Здравствуйте, уважаемый Серж!
Процитируем эти стихи из книги пророка Йешаяу:
(1) Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий; над живущими в стране тени смертной, — свет воссиял над ними. (2) Ты возвеличил народ, усилил радость его; радовались они пред Тобою, как радуются во время жатвы, как ликуют при разделе добычи, (3) Ибо ярмо, тяготившее его, и палку над плечами его, бич угнетателя его сокрушил Ты, как в день (сражения) с Мидйанитянами; (4) Ибо вся грохочущая обувь (воинов) и свернутая окровавленная одежда будут (отданы) на сожжение, в пищу огню! (5) Ибо родился у нас мальчик, сын дан нам; власть на плечах его, и наречено ему имя Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом. (6) Для приумножения власти и бесконечного мира на престоле Давида и в царстве его, для укрепления и поддержки ее правосудием и праведностью отныне и вовеки сделает это ревность Г-спода Ц-ваота.
(7) Послал Г-сподь слово к (народу) Йаакова, и пало оно на Йисраэйль.
Я перечитал указанный Вами отрывок и не очень понимаю, что именно вызвало Ваше недоумение, разве что странное имя (стих 5), которое, как предрекает пророк, будет дано новорожденному.
Действительно, имя Э-йль является одним из имен Б-га и обычно людям не дается. Большинство комментаторов, объясняя указанный стих, трактуют его так: Б-г, который также называется «Пеле Йоэц Э-йль гибор Авиад», назвал будущего потенциального Машиаха «Сар Шалом» — «князь мира», возвещая, что в его времена будет мир. Это объяснение базируется на словах мудрецов, которые в нескольких местах Торы и Танаха разъяснили подобные стихи таким же образом.
Однако в трактате Сангедрин (84а) сказано, что этим именем назван еще не рожденный сын царя Ахаза, который стал одним из самых знаменитых иудейских царей, праведным Хизкияу. Понятно, что речь не идет об именах собственных, которые он получил, ведь его настоящее имя — Хизкияу. Скорее, здесь говорится о тех качествах, которыми Всевышний наделил его: мудрость, сила и другие (так в разных местах в Танахе говорится о великих людях — они называются различными именами, выражающими их уникальные качества). Сила обозначена выражением эйль гибор. Здесь слово эйл означает — «могущественный», как названы были люди, угнанные в вавилонский плен вместе с царем Йеояхином (Млахим II 24:15).
По мнению некоторых комментаторов, слова «Пэле йоэц Эль гибор авиад», указывающие на великую силу и способность дать совет, относятся к Б-гу, Который предсказал рождение сына у Ахаза и назвал его «Сар Шалом», возвещая таким образом, что в дни Хизкияу в Израиле будет мир — как внешний, так и внутренний, когда все люди стремятся к совершенству. По мнению других комментаторов, все названия указывают на качества, которыми будет обладать мудрый царь. Известно, что во времена Хизкияу даже малые дети знали Тору на высочайшем уровне.
Мудрецы используют оба упомянутых объяснения, комментируя похожий стих Торы (Берейшит 33:20): «И поставил (Яаков) там жертвенник, и назвал его: Эйль — Б-г Исраэля!» Этот перевод отражает поверхностный смысл стиха, а в трактате Мегила (18а) приводится следующее объяснение: «…И назвал Яакова могущественным (эйль). Кто назвал? — Б-г Израиля». Там тоже употреблено слово эйль по отношению к человеку.
В заключение добавим, что, если изучать любой отрывок по первоисточнику с классическими комментариями, основанными на Устной Торе, неразделимой с Письменной, и на анализе текста, недоумение, как правило, уступает место пониманию. Чего Вам и желаем!
С уважением, Овадья Климовский
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Неизвестный автор
На фотографии бассейн Хизкияу в Иерусалиме.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Йешаягу»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его