Темы: Ненависть, Антисемитизм, Мировоззрение, Психология, Депрессия, Болезни, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе» (как невротическое расстройство в психологии)? Какой это грех? Какое может быть исправление? Спасибо. Екатерина
Здравствуйте, Екатерина!
Вы задаете интересный вопрос. Попробуем разобраться.
Тора предписывает (Ваикра 19; 17, 18): «Не таи ненависти к брату своему… и люби ближнего своего, как самого себя».
Здесь явно подразумевается, что по отношению к себе самому человек может испытывать только любовь. Ненависть к другому еврею — грех, не так следует к нему относиться. А как? Как к самому себе — а самого себя ты, конечно же, любишь.
А как же «ненависть к себе»? Похоже, что Тора не считает ее настоящей ненавистью — или такой ненавистью, которая является грехом.
Почему?
Похоже, потому, что, как Вы отметили, настоящая ненависть к себе — желание себе зла, стремление себе навредить — скорее является психическим расстройством. Конечно, есть на свете много психических заболеваний и расстройств, и это одно из них. Но тогда это не грех. Грех — это когда человек совершает дурной поступок, осознавая, что это неправильно, и будучи в силах поступить иначе. Если же человек не осознает, что его действие неправильное, или не контролирует свои действия, то его надо вести не к следователю, не к раввину, а к психологу или психиатру. Конечно, не следует спешить освобождать от ответственности любого нарушителя, который заявит, что не мог с собой совладать, — ведь так каждый может «закосить под психа». Необходимо тщательно проверить его истинное состояние. Но в случае «ненависти к себе», похоже, согласно Торе, такое состояние не является нормальным для человека, поэтому тут речь может идти не о грехе и его исправлении, а, скорее, о лечении.
Есть и другие значения у выражения «ненависть к себе», но при ближайшем рассмотрении оказывается, что обычно это не совсем точное определение чувства.
Так, на иврите сина ацмит означает недовольство собой в результате несоответствия своих поступков и достижений тому, что представляется идеалом. Я знаю, что надо трудиться и достигнуть такой-то цели, но не могу себя заставить — или тружусь, но все равно не получается. Или знаю, что нельзя совершать такое-то действие, но не могу удержаться. Какое я ничтожество!
Понятно, что здесь на самом деле идет речь о ненависти не к себе, а к своим поступкам, к своему состоянию, к несоответствию идеалу. Ненависть к человеку — это желание ему зла. Но в данном случае самому себе человек зла не желает — напротив, он желает себе успеха, а ненавидит — отсутствие этого успеха, неспособность его достигнуть. Такая ненависть — на самом деле часть любви. Ведь любовь к любому человеку означает желание ему добра — и радость за него, когда ему хорошо. И печаль, когда ему плохо — и ненависть к тому, из-за чего ему плохо.
Поэтому эта ненависть может быть даже полезна — если, «при умеренном применении», послужит стимулом умножить усилия и стремиться все-таки достичь идеала. То есть будет конструктивной. Тогда это называется самокритичностью, адекватным самовосприятием. Ведь человек действительно не идеален, и одна из основ жизни по Торе — необходимость и возможность раскаяния в случае совершения греха. Для этого человек должен видеть и адекватно оценивать свои неправильные действия и искренне о них сожалеть — чтобы затем преисполниться решимости стать лучше.
Если же ненависть к своему состоянию чрезмерна и приводит лишь к бесконечному самобичеванию, деморализации, отчаянию, депрессии, комплексам и т. д., то есть деструктивна, то, конечно, она вредна. Это называется низкая самооценка (в английском более широко используемый термин — low self-esteem), с ней также связана неуверенность в себе (low self-confidence). Это плохо, но не грех, а просто вредное психологическое состояние, из которого надо выйти либо с помощью самовнушения (если человек на это способен), либо с помощью других людей — или того же психолога. Человеку надо научиться видеть не только свои недостатки, но и достоинства, осознать, что Б-г создал его с определенной целью и что он способен в жизни чего-то добиться — даже если это не тот идеал, о котором изначально мечталось.
Наконец, термин «ненависть к себе» — особенно его английский эквивалент self-hatred — широко используется в отношении людей, которые демонстрируют неприязнь к своему обществу или народу. Это случается, когда человек чувствует, что его общество в целом не соответствует тому, что лично он считает идеалом; он видит в своем народе недостатки, которые его раздражают. И ему становится не по себе оттого, что он принадлежит к этому обществу; он начинает стыдиться и «комплексовать» по этому поводу. На этой почве он начинает критиковать свое общество и стремится либо переделать его в соответствии со своими идеалами, либо отмежеваться от него. При этом ему часто кажется, что в других обществах или у других народов таких проблем нет (часто собственное общество раздражает потому, что не соответствует идеалам, которые человек позаимствовал в другом обществе), поэтому он стремится примкнуть к кому-то из «других».
Так, этот термин часто используется для описания поведения и чувств тех евреев, которые отошли от соблюдения заповедей и от еврейского общества, предполагая, что окружающий их нееврейский мир лучше, к тем, кто предъявляет к евреям во многом те же претензии, что и антисемиты-неевреи. В прошлом такие люди обвиняли других евреев в нечистоплотности, корысти и т. р. на манер тогдашних антисемитов — правых националистов. В современном мире они обвиняют еврейское государство в агрессивности и расизме, на манер нынешних левых интернационалистов.
Такие люди тоже на самом деле себя любят, а ненавидят факт своей принадлежности к «неправильной» общности, своего нахождения в «плохом» месте. И хорошо это или плохо — зависит от конкретного случая: что за общество и почему именно оно не нравится. Если общество на самом деле дурное, то действительно следует либо стремиться изменить его — то есть стать реформатором, либо отмежеваться от него — стать эмигрантом. Как пишет Рамбам, если все вокруг погрязли в грехах и это невозможно изменить, человеку, не желающему стать грешником, следует переехать туда, где люди лучше. А если это невозможно, лучше стать отшельником, чем оставаться в дурном обществе. Но в ситуации с евреями-антисемитами, конечно, речь идет о заблуждении, о ложных идеалах. Поэтому, насколько возможно, следует способствовать возвращению таких евреев к истинному мировоззрению и образу жизни.
С уважением, Меир Мучник
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Пантелят
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Хаим Бурштейн