Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе»?

Темы: Ненависть, Антисемитизм, Мировоззрение, Психология, Депрессия, Болезни, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме понятие «ненависть к себе» (как невротическое расстройство в психологии)? Какой это грех? Какое может быть исправление? Спасибо. Екатерина

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Екатерина!

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем разобраться.

Тора предписывает (Ваикра 19; 17, 18): «Не таи ненависти к брату своему… и люби ближнего своего, как самого себя».

Здесь явно подразумевается, что по отношению к себе самому человек может испытывать только любовь. Ненависть к другому еврею — грех, не так следует к нему относиться. А как? Как к самому себе — а самого себя ты, конечно же, любишь.

А как же «ненависть к себе»? Похоже, что Тора не считает ее настоящей ненавистью — или такой ненавистью, которая является грехом.

Почему?

Похоже, потому, что, как Вы отметили, настоящая ненависть к себе — желание себе зла, стремление себе навредить — скорее является психическим расстройством. Конечно, есть на свете много психических заболеваний и расстройств, и это одно из них. Но тогда это не грех. Грех — это когда человек совершает дурной поступок, осознавая, что это неправильно, и будучи в силах поступить иначе. Если же человек не осознает, что его действие неправильное, или не контролирует свои действия, то его надо вести не к следователю, не к раввину, а к психологу или психиатру. Конечно, не следует спешить освобождать от ответственности любого нарушителя, который заявит, что не мог с собой совладать, — ведь так каждый может «закосить под психа». Необходимо тщательно проверить его истинное состояние. Но в случае «ненависти к себе», похоже, согласно Торе, такое состояние не является нормальным для человека, поэтому тут речь может идти не о грехе и его исправлении, а, скорее, о лечении.

Есть и другие значения у выражения «ненависть к себе», но при ближайшем рассмотрении оказывается, что обычно это не совсем точное определение чувства.

Так, на иврите сина ацмит означает недовольство собой в результате несоответствия своих поступков и достижений тому, что представляется идеалом. Я знаю, что надо трудиться и достигнуть такой-то цели, но не могу себя заставить — или тружусь, но все равно не получается. Или знаю, что нельзя совершать такое-то действие, но не могу удержаться. Какое я ничтожество!

Понятно, что здесь на самом деле идет речь о ненависти не к себе, а к своим поступкам, к своему состоянию, к несоответствию идеалу. Ненависть к человеку — это желание ему зла. Но в данном случае самому себе человек зла не желает — напротив, он желает себе успеха, а ненавидит — отсутствие этого успеха, неспособность его достигнуть. Такая ненависть — на самом деле часть любви. Ведь любовь к любому человеку означает желание ему добра — и радость за него, когда ему хорошо. И печаль, когда ему плохо — и ненависть к тому, из-за чего ему плохо.

Поэтому эта ненависть может быть даже полезна — если, «при умеренном применении», послужит стимулом умножить усилия и стремиться все-таки достичь идеала. То есть будет конструктивной. Тогда это называется самокритичностью, адекватным самовосприятием. Ведь человек действительно не идеален, и одна из основ жизни по Торе — необходимость и возможность раскаяния в случае совершения греха. Для этого человек должен видеть и адекватно оценивать свои неправильные действия и искренне о них сожалеть — чтобы затем преисполниться решимости стать лучше.

Если же ненависть к своему состоянию чрезмерна и приводит лишь к бесконечному самобичеванию, деморализации, отчаянию, депрессии, комплексам и т. д., то есть деструктивна, то, конечно, она вредна. Это называется низкая самооценка (в английском более широко используемый термин — low self-esteem), с ней также связана неуверенность в себе (low self-confidence). Это плохо, но не грех, а просто вредное психологическое состояние, из которого надо выйти либо с помощью самовнушения (если человек на это способен), либо с помощью других людей — или того же психолога. Человеку надо научиться видеть не только свои недостатки, но и достоинства, осознать, что Б-г создал его с определенной целью и что он способен в жизни чего-то добиться — даже если это не тот идеал, о котором изначально мечталось.

Наконец, термин «ненависть к себе» — особенно его английский эквивалент self-hatred — широко используется в отношении людей, которые демонстрируют неприязнь к своему обществу или народу. Это случается, когда человек чувствует, что его общество в целом не соответствует тому, что лично он считает идеалом; он видит в своем народе недостатки, которые его раздражают. И ему становится не по себе оттого, что он принадлежит к этому обществу; он начинает стыдиться и «комплексовать» по этому поводу. На этой почве он начинает критиковать свое общество и стремится либо переделать его в соответствии со своими идеалами, либо отмежеваться от него. При этом ему часто кажется, что в других обществах или у других народов таких проблем нет (часто собственное общество раздражает потому, что не соответствует идеалам, которые человек позаимствовал в другом обществе), поэтому он стремится примкнуть к кому-то из «других».

Так, этот термин часто используется для описания поведения и чувств тех евреев, которые отошли от соблюдения заповедей и от еврейского общества, предполагая, что окружающий их нееврейский мир лучше, к тем, кто предъявляет к евреям во многом те же претензии, что и антисемиты-неевреи. В прошлом такие люди обвиняли других евреев в нечистоплотности, корысти и т. р. на манер тогдашних антисемитов — правых националистов. В современном мире они обвиняют еврейское государство в агрессивности и расизме, на манер нынешних левых интернационалистов.

Такие люди тоже на самом деле себя любят, а ненавидят факт своей принадлежности к «неправильной» общности, своего нахождения в «плохом» месте. И хорошо это или плохо — зависит от конкретного случая: что за общество и почему именно оно не нравится. Если общество на самом деле дурное, то действительно следует либо стремиться изменить его — то есть стать реформатором, либо отмежеваться от него — стать эмигрантом. Как пишет Рамбам, если все вокруг погрязли в грехах и это невозможно изменить, человеку, не желающему стать грешником, следует переехать туда, где люди лучше. А если это невозможно, лучше стать отшельником, чем оставаться в дурном обществе. Но в ситуации с евреями-антисемитами, конечно, речь идет о заблуждении, о ложных идеалах. Поэтому, насколько возможно, следует способствовать возвращению таких евреев к истинному мировоззрению и образу жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше