Темы: Разведчики, Пятикнижие, Наказание, Моше, Храм, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак
Шалом, уважаемый Ицхак!
Спасибо за два интересных вопроса. Разберем их по порядку.
Самое простое объяснение гласит, что Моше имел в виду: как в истории с разведчиками, за которую были наказаны почти все, так и в других случаях люди проявляли нетерпение и в результате случался грех. Например, у Мей-Мерива — со скалой, которая должна была дать воду. Эта история окончилась тем, что наказан был уже сам Моше, о чем он и упоминает здесь. То есть, как и в случае с разведчиками, когда наказаны были вы, у Мей-Мерива вы тоже были виноваты частично, но наказан был уже я. Так объясняет, например, Рамбан.
Однако из слов Кли Якар и Орах Хаим следует, что эти истории все же связаны между собой. Ведь разведчики (а вслед за ними и все остальные, кто принялся плакать) проявили недостаток веры в Творца, в этом и состоял основной их грех. Моше в истории со скалой имел уникальный шанс исправить его и вернуть веру народа Израиля на прежний уровень, но упустил этот шанс. Поэтому и был вместе с остальными наказан тем, что не вошел в Землю Израиля. Более того, как ни парадоксально, именно вследствие своей высокой праведности Моше не мог войти туда — ведь Храм, который он воздвиг бы, войдя в Землю Израиля, должен был стать нерушимым. И если народ согрешил бы, наказание было бы строже, так как нельзя было бы в качестве части наказания разрушить Храм. А если бы Моше поднял духовный уровень Израиля на прежнюю высоту, такого развития событий не пришлось бы опасаться, и Моше мог бы войти в Страну и строить Храм. Таким образом, обе истории связаны, и хотя Моше был наказан за собственный проступок, наказание могло быть иным, если бы не предваривший его грех разведчиков.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Разведчики, которых послал Моше, многократно нарушили его указания. Вместо того, чтобы отчитаться перед лидерами еврейского народа, они огласили свои впечатления публично.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Моше Пантелят
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?