Темы: Наказание, Моше, Земля Израиля, Разрушение Храма, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум
Шалом, уважаемый Наум!
Вопросу, который Вы задали, посвящено много интересных и глубоких исследований. Мы не имеем здесь возможности привести их, попробуем только отметить основные моменты.
Прежде чем говорить о наказании (а нам еще предстоит понять, было ли это просто наказанием) Моше, учителя нашего, стоит напомнить себе, что когда мы обсуждаем дела праведников, тем более таких, как Моше, стоит проявлять большую осторожность. Ведь эти праведники находились на недостижимом для нас духовном уровне, и поэтому их проступки, хотя и имели место — ангелов среди людей нет (и лишь о четырех людях за всю историю сообщает Талмуд, что они ни разу не согрешили), совсем не похожи на наши.
Теперь конкретно о том, почему Моше не вошел в Святую Землю. Тому есть несколько причин. Основной, наверное, является его ошибка, описанная в главе Хукат, когда Моше ударил по скале, чтобы дать воду сынам Израиля. Существует множество комментариев, объясняющих, что именно Моше сделал неправильно[1]. Классическим является объяснение, основывающееся на словах Раши (в Бэмидбар 20:11): «Им не было велено ударять по скале, а только говорить с ней». В результате евреи увидели, что вода добыта с помощью посоха, а не слов, и освящение Имени Всевышнего не состоялось в той мере, в какой могло бы, если бы все увидели, как природа подчиняется словам праведника.
Однако интересно подмечают, что когда Моше в беседе с народом сам упоминает о своем наказании, он говорит: «Всевышний рассердился на меня из-за вас» (Дварим 3:26) — так звучат его слова в простом переводе, и так объясняет их Раши. Однако слово лэ-маанхэм на самом деле может означать и «ради вас». Хизкуни, например, объясняет это так: Моше должен быть похоронен в пустыне и привести в Землю Израиля в будущем за собой остальных, тех, кто тоже не удостоился войти туда. Кроме того, эти слова можно понимать более широко, если мы вспомним известное утверждение наших мудрецов (Сота 9а): если бы Моше построил Храм, никто не смог бы разрушить его. И тогда согрешивших евреев пришлось бы наказывать как-то иначе, не разрушением Храма, что было бы еще тяжелее для них…
Кроме того, есть и еще одно соображение, сформулированное в Мидраше (Бэмидбар Рабба, 19:13): «Чему это подобно? Как если бы пастух получил от царя стадо, а его увели. Может ли теперь пастух явиться во дворец и предстать перед царем, не вернув его стадо? Так же и Моше — вывел 600 тысяч из Египта, а вводит в Землю Израиля новое поколение». То есть, хотя и не вина Моше, что поколение пустыни потеряло право войти туда, не подобает ему как руководителю появиться там во главе следующего поколения.
Нельзя напоследок не упомянуть и о том, что мудрецы Талмуда отмечают (Сангедрин, 111а): когда Моше упрекал Всевышнего, что евреям стало только хуже от его попыток добиться от фараона освобождения, Б-г сказал ему: «Сейчас ты увидишь, что я сделаю с фараоном…» — сейчас увидишь, а то, как завоюют Землю Израиля, уже не увидишь. Комментаторы отмечают, что в то время это решение было еще не окончательным, и Моше надеялся, что оно будет отменено.
Более подробно о последствиях истории со скалой можно прочесть, в частности, здесь: Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?
С уважением, Овадья Климовский
[1] Представляется, что чем больше мы находим таких комментариев, тем лучше можем проникнуться мыслью о том, насколько трудно на самом деле рассмотреть столь малый промах…
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?