Темы: Эзра, Гиюр, Неевреи, Смешанный брак, Рав Овадья Климовский, Определение еврейства по матери, Вавилонское изгнание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ спрашивала об установлении еврейства по матери. Мудрецы выводят это из Дварим, Ваэтханан, псуким (стихи) 3, 4. В книге Эзры написано, что пророк велел выгнать чужеземных жен с детьми, которых они родили, поскольку они не являлись евреями (глава 10, пасук 3). Но в пасуке 11 о детях уже не говорится. Поэтому можно сделать вывод, что жен-то выгнали, а детей нет. Тогда получается, что дети евреи, раз их не выгнали. И в 19 пасуке написано, что обязались они выдворить жен своих. О детях опять не сказано ни слова. Получается, что дети, рожденные гойками от евреев, евреи?
Ася
Здравствуйте, уважаемая Ася!
Попробуем применить логику: есть два варианта — или дети, рожденные от этих жен, являются евреями, или нет. (Как мы уже упоминали, для нас это не вопрос, так как Традиция донесла до нас закон, гласящий, что они НЕ являются евреями). Если мы решим на основании Вашего уточняющего прочтения текста Эзры, что они — евреи, то у нас возникнет проблема: как объяснить все остальные источники, уже разобранные нами, из которых явствует обратное? С другой стороны, если мы пойдем за уже принятым мнением, что эти дети евреями не являются, нам останется только объяснить, почему в указанных Вами стихах не упомянуты дети. Следует признать, что второй вариант гораздо проще.
Во-первых, самым простым объяснением может быть то, что Танах «экономит» слова, в которых нет необходимости. Если было сказано, что следует отослать жен с детьми, и в дальнейшем не видно, чтобы Эзра обвинил евреев в том, что они не выполнили уговор, следовательно, именно так они и поступили.
Во-вторых, можно заметить, что нарушением Закона было именно содержание дома идолопоклонниц, а не их детей. Если ребенок-нееврей проживает в одном доме с евреем, последний ничего не нарушает. Поэтому можно просто сказать, что в дальнейшем повторялось только главное из того, о чем договорились Эзра и еврейский народ, — отослать запрещенных им женщин. Кроме того, часть детей могли и оставить, если они захотят принять еврейство. В таком случае в договоре о них речь не идет (в комментариях Ибн-Эзры есть намек на такую возможность).
В любом случае, Раши однозначно утверждает, что отосланы были все, кто этому подлежал.
В заключение упомянем комментарий Мальбима, который известен своими глубокими познаниями, в частности, в тонкостях грамматики Святого Языка. Многие его объяснения базируются именно на этом. На стих 44, где подытоживается список тех, кто был женат на чужеземках, он пишет: не случайно употреблено странное выражение «и положили детей» вместо обычного «и родили». Такое словоупотребление должно подчеркнуть, что ребенок нееврейки также не является евреем.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Так и стал Абраша для Татьяны находкой, а для еврейского народа — потерей…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эзра, Хагай и Зехарья стали последними пророками — после их смерти дух пророчества отошел от народа Израиля до прихода Машиаха
Сайт evrey.com
Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли прямо у нас на глазах, и причины тому следует искать в невежестве, ассимиляции и смешанных браках…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.
Рав Бенцион Зильбер
А на украинке?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Яков Шуб
Теперь можно будет легко доказать еврейство?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.