Темы: Леви, Обман, Суд, Шхем, Убийство, Бней Ноах, Рав Овадья Климовский, Шимон, Дина, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос про Шхем, Шимона и Леви. Заставив сделать им обрезание, они сделали их слабыми, неспособными воевать, и пустились убивать их всех. Это больше похоже на геноцид, а не подвиг. D.
Шалом, уважаемый D.!
Возможно, говоря о подвиге, мы с Вами будем иметь в виду несколько разные вещи. У нас принято оценивать поступки людей, прежде всего, так: верные они или нет. Если они верные, то можно рассмотреть еще один аспект. А именно — насколько трудно было заставить себя совершить такой поступок, сколько препятствий пришлось преодолеть. Разумеется, чем тяжелее было их совершить, физически или душевно, тем больше такие поступки могут претендовать на то, чтобы именоваться подвигами.
Давайте теперь попробуем подойти с этой меркой к тому, что сделали Шимон и Леви. Прежде всего, мы должны решить, верно или нет было убивать жителей Шхема. Ведь если мы определим, что это в принципе было неправильно, то это никак нельзя будет назвать подвигом (разве что с большой дозой иронии, с которой надо быть очень осторожными), даже если им пришлось бы биться с целой армией. Однако из комментариев следует, что Яаков рассердился на них исключительно из-за того, что они своим поступком поставили под угрозу безопасность семьи, сам же поступок не осудил. Изучив комментарии, мы обнаруживаем, что, во-первых, сам Шхем заслуживал смерти по законам потомков Ноаха за похищение девушки и насилие. Во-вторых, все жители города оказались виновными в соучастии (так как никто и не думал ни останавливать преступника, ни судить его постфактум) — а за это у потомков Ноаха тоже полагается смерть. Соответственно, Шимон и Леви всего лишь свершили справедливый суд.
Так следует из комментариев Радака и Рамбама, однако Рамбан считал, что невмешательство нельзя приравнять к прямому участию в преступлении. Это только пренебрежение предписывающей заповедью, и наказанию не подлежит. Однако жители Шхема уже давно заслуживали суровой кары за свой преступный образ жизни, и братья Дины могли позволить себе примерно наказать злодейского царя и его подданных, которые с ним заодно.
Автор Орах Хаим объяснял все еще проще — хотя, возможно, жители Шхема сами и не заслуживали столь суровой кары, братьям было известно, что они все как один собираются встать на защиту своего преступного царя, соответственно, война велась против всех.
В любом случае, из всех комментариев ясно, что Шимон и Леви не сделали ничего дурного, а даже наоборот.
Теперь, когда мы выяснили, что в принципе то, ЧТО они делали, было верным, остается подумать — а КАК наиболее целесообразно было совершить то, что они задумали. И прийти к выводу, что сражаться с целым городом — не самая удачная идея. Если, конечно, поставить своей задачей не прославиться в качестве романтических героев, погибших, защищая честь сестры (которая, кстати, в результате так и осталась бы в плену), а наказать злодеев по заслугам. Попробуем представить себе, как выглядели бы полицейские и судьи, которые вместо того, чтобы, соответственно, ловить (с помощью каких угодно хитростей) преступников и наказывать их, вызывали бы тех на честный поединок. Порядочные люди не могли бы тогда выйти на улицу.
Поэтому братья поступили так, как описано в Торе — умно. Даже если это нельзя назвать подвигом. Хотя… давайте представим себе, как это выглядело на самом деле. Все ли жители города лежали на кроватях, не имея возможности даже встать? Сомнительно, скорее всего, их ослабленное состояние в какой-то мере облегчило задачу Шимону и Леви, но вряд ли она стала так уж легка…
С уважением, Овадья Климовский
Арье Парнис
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яакова постигает тяжелое испытание. Его дочь становится жертвой насилия.
Рав Авраам Коэн
Библейский город Шхем находится в низине между двумя горами — Эйваль и Гризим. Как это написано в Библии, город Шхем и окрестности — это наследственный удел колена Йосефа. В настоящее время это огромный стотысячный арабский город, куда евреям въезд запрещен.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Неизвестный автор
Интерьер гробницы Йосефа. Шхем, 1900 год.
Давид Робертс
Картина художника Давида Робертса. Могила Йосефа в городе Шхем.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?