Темы: Танах, Шмуэль, Духовность, Цари Израиля, Рав Яков Гельфман, Связь с Творцом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Почему, когда Израиль просил царя как у прочих народов, Бог сказал Самуилу, что народ отверг Его? Что под этим подразумевалось?
Здравствуйте!
Чтобы ответ был более полным, приведем еще один вопрос, связанный с Вашим, который задают все комментаторы. Почему просьба поставить царя была сочтена грехом? Ведь в самой Торе (Дварим 17, 15) прямо сказано о том, что евреи должны поставить над собой царя, которого изберет Б-г.
И еще: если действительно желание поставить царя — грех, почему же пророк Шмуэль (Самуил) согласился на это?
Об этом много сказано и в Талмуде, и в комментариях всех периодов к Торе и Пророкам. Квинтэссенцию сказанного до него дал Мальбим (великий знаток Торы, написал обширный комментарий, слово за словом объясняя все двадцать четыре книги Торы и Пророков; он руководствовался высказываниями мудрецов Талмуда, но при этом открывал неведомые до него глубины текста). Попробуем ответить на заданные вопросы в духе его комментария.
Мы видим, что управление еврейским народом до просьбы о царе было только духовным, осуществлялось через судей и учителей Торы. А такие проблемы, как защита от врагов, решались обычно более или менее очевидным вмешательством Творца — при условии полного соблюдения евреями законов Торы. Царство земного царя означает определенное отдаление от такого порядка, и, соответственно, отдаление от Бога. Потому что, если видна прямая связь между соблюдением евреями Торы и их благополучием в отсутствие обычных, конвенциональных средств самозащиты, не очень сложно понять, Кто настоящий царь и Кому нужно подчиняться. Но при обычном земном руководстве, с армией и другими аксессуарами централизованного правления, гораздо сложнее верно воспринимать значение происходящего. Ведь военный успех можно приписать умелому руководству и военному искусству правителя, а поражение можно объяснить неучтенными деталями, найти виновных и т.п. Поэтому установление царской власти само по себе означало духовную деградацию для еврейского народа.
Действительно, эпоха исхода из Египта и следующая за ней эпоха завоевания земли Израиля с их чудесами и знамениями (которые запечатлены в памяти человечества до наших дней и которые удерживали многих властителей от преследования евреев, т.к. они знали: тот, кто мешает евреям служить Всевышнему, плохо заканчивает) подходила к концу. И рано или поздно еврейский народ по Б-жественному замыслу должен был перейти на другую стадию, с управлением земного царя (видимо, для того чтобы и на этой, удаленной позиции проявить свою верность Торе, несмотря на сложность задачи). Но пока был жив пророк Шмуэль, руководивший евреями с помощью духовной, а не материальной силы, время для царской власти не пришло. Более того, если у человека есть выбор — жить в состоянии близости к Б-гу или отдалиться от Него, то, конечно, он выберет первую возможность, если стремится к духовному. Поэтому сказано, что душа не хочет спускаться в этот мир с его опасностями, хотя, безусловно, Творец делает это для пользы человека.
Теперь мы начинаем приближаться к пониманию того, в чем был грех евреев. Близость к Б-гу — это «палка о двух концах». С одной стороны, это возможность духовного продвижения, когда любое «отклонение от курса» фиксируется приборами, а значит, можно легко выправить курс. Но, с другой стороны, это огромная ответственность и ощущение постоянного контроля Свыше, поэтому человеку может казаться, что спокойнее жить как все. Знать, что, если возникают проблемы, можно положиться на «ощутимого» царя, который их решит, а не думать об исправлении своих дел и не ждать чудесного спасения. Поэтому часть евреев, используя момент, решила добровольно перейти к новому способу самоуправления — не под пристальным взглядом пророка, который видит тебя насквозь, а под кровом земного царства, создающим иллюзию защищенности. Вот это и значило, что евреи оставили Б-га, выбрав — вместо упования на Творца и необходимости постоянно сверять свое поведение с высокими моральными ориентирами Торы, вместо самосовершенствования, — «спокойную» жизнь под крылом армии и царства, которое защитит в нужный момент и решит все насущные проблемы. Но поскольку это в определенной мере соответствовало «программе» Творца, как было сказано выше, заповедь поставить царя была исполнена, хотя и немного раньше времени. История еврейского народа перешла в новое русло земного управления, что давало новую возможность выбора между добром и злом — на уровне, когда истина скрыта за более плотной завесой.
Мораль «сей басни»: нам следует искать в жизни максимальную близость к истине, а испытания, если они нужны нам по плану Всевышнего, сами найдут нас, и дай нам Б-г с честью их выдержать.
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Шмуэль»
Рав Яков Гельфман
Рав Авраам Коэн
Вид на пригород Иерусалима — Мевасерет Цион и на Наби Самуэль — могилу пророка Шмуэля
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его