Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»Рав Ицхак Зильбер

Почему евреев не радовал вкус мана?

Темы: Грех разведчиков, Еда, Рав Овадья Климовский, Ман, Пустыня

Отложить Отложено

Шалом Аллейхем! Скажите, почему евреи однажды стали недовольны маном? Роптали на Моше, что им опротивела эта еда и качество её уже не то? Почему её качество снизилось? Михаэль

Отвечает рав Овадья Климовский

Алейхем шалом, уважаемый Михаэль!

Качество мана (манны), конечно же, не снижалось. Слово клокель, которым недовольные назвали ман, означает, скорее, не «испорченный», а «легкий». У комментаторов существуют две основных линии объяснения, что именно не понравилось в мане некоторым людям.

Одни говорят, что народ испугался легкой усвояемости манна: они полагали, что такая пища не годится для людей, находящихся в пути. Ведь чем труднее усваивается пища, тем дольше она будет подпитывать силы человека в дороге, считали они. А ман так легко усвоился — так же легко уйдет и сытость, полученная от него. Перед предстоящим военным походом на Землю Израиля они требовали более существенной, как им казалось, еды.

Другие комментаторы объясняют, что ман, благодаря своему чудесному происхождению, усваивался без остатка. Заметив, что, после него, в отличие от другой еды, не возникает необходимости опорожняться, люди заподозрили неладное. Где это видано, говорили они, чтобы человек принимал пищу внутрь, а наружу ничего не выводилось бы? Следовательно, эта пища накапливается внутри, что может быть опасным… (Раши по трактату Йома 75 б).

Мидраш говорит, что недовольство проявляли только те, кто был приговорён к гибели в пустыне[1]. Они, зная, что обречены на смерть прежде, чем народ войдет в Землю Израиля, уже не могли получать удовольствие даже от тех благ, которые предлагал им Всевышний, ведя их по пустыне. Поэтому они и роптали более всего именно на ман, который доставлял праведникам великое наслаждение. Возможно, объяснение мудрецов Мидраша не противоречит сказанному мудрецами Гмары. И тогда понятно, почему это недовольство возникло в конце пути, когда вступление в землю Израиля было уже не за горами, и это было особенно горько для тех, кому не суждено было туда войти.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Дело в том, что в начале своего пути евреи прислушались к клевете разведчиков, отправленных в Кнаанскую Землю. Услышав, что захватить ее будет трудно, а жить еще труднее, они принялись плакать, проявив невероятное недоверие к Творцу, который вел их туда. Хотя на следующий день они раскаялись, Всевышний объявил, что все, кто плакал, не достоин отныне Земли Израиля. Они будут скитаться по пустыне 40 лет и в течение этих лет умрут, а в Землю Израиля войдет новое поколение. Об этом подробно рассказывается в главе Шлах.

Читайте: Когда перестало умирать поколение пустыни?

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.