Что говорит еврейский закон о переносе останков умерших в Израиль?14 января 2021 года, отвечает Рав Яков Шуб В Торе говорится, что наши праотцы просили, чтобы их похоронили в Израиле. Есть ли такая заповедь для всех? Что говорит еврейский закон о переносе останков в Израиль? Ури Читать дальше |
|
Б-г поступил неэтично, обрекая некую группу людей на поклонение Себе?13 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемый рав! Интересуют два вопроса относительно исхода из Египта: 1. Книга Шмот (глава 10, стихи 24-26) рисует какую-то невероятную картину положения еврейских рабов в Египте: изнуряемые тяжелым трудом люди, занятые на производстве кирпичей и целенаправленно притесняемые ненавидящей их властью, обладают... собственными стадами мелкого и крупного скота, причем об этом факте известно фараону. Более того, глава 12 (стих 37), говорит о том, что стада эти были довольно внушительны. Не говоря уже о том, что из гл. 16 (стих 3) следует, что в рабстве они досыта питались мясом (для многих, даже свободных людей той и современной эпохи это непозволительная роскошь, не говоря уже о современных рабах, например узниках ГУЛАГа, которые были задействованы на не менее тяжких работах). Как можно объяснить эти факты? 2. Глава 32 той же книги Шмот рисует еще более непонятную картину. Аарон (человек, обладающий даром красноречия) не делает ни малейшей попытки успокоить народ, обеспокоенный отсутствием Моше, и создает им идола. По возращении Моше Аарон не берет на себя никакой ответственности и обвиняет во всем народ. Моше без указания Б-га убивает руками вооруженных мечами бывших рабов-левитов 3 тысячи своих собратьев. Сам Аарон между тем остается в живых, хотя часть его вины за содеянное — несомненна... Нет, вопрос не про пресловутую безнаказанность Аарона, а про события исхода в целом. Когда перечитываю книгу Шмот, у меня создается странное впечатление: обеспеченные скотоводы, не очень-то и желающие покидать Египет (и имевшие по этому поводу дискуссии с Моше еще там, см. гл. 14, стих 12), в сопровождении вооруженной мечами «армии» левитов под предводительством, видимо, малознакомых им Аарона и Моше покидают Египет. При этом Б-г намеренно считает нужным вести их окольным путем (см. гл. 13, стих 17), чтобы они не свернули на полпути, но не считает нужным если не предотвратить последующее поклонение тельцу, то хотя бы сообщить об этом Моше (поклонение, как известно, произошло не сразу же, а на следующий день). Более того, с той же легкостью с какой Он принял решение вывести народ из рабства, Он принимает впоследствии решение уничтожить его из-за поклонения тельцу. Из прочитанного я вижу намерение Моше руководить народом, причем не всегда по слову Б-га. (Аарон, избежавший в отличие от других смерти за содеянное, явно «равнее» остальных, и по сути его участь — пример неправедного суда). Я вижу намерение Б-га — сделать так, чтобы народ (выведенный ли из Египта или произведенный от Моше — видимо, не столь важно для Него) поклонялся Ему, и эта цель, видимо, оправдывает средства. Не кажется ли вам, что и подобный добровольно-принудительный исход, и фактически обречение некоей группы людей на поклонение Б-гу — ну, как минимум, не совсем, скажем так, этичны? С уважением. Читать дальше |
|
Почему Яаков был наказан за обман? Ведь Ривка обещала взять проклятье на себя!12 января 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель
Почему именно Иакову вернулся обман (дети подсунули одежду с кровью ягнёнка) — за его обман (шкура ягнёнка и одежда Исава)? Ведь Ривка (мама) говорила я возьму на себя проклятье за этот обман!!! Георгий Читать дальше |
|
Является ли женщина человеком с точки зрения религии?11 января 2021 года, отвечает Рав Элияу Левин Добрый день. Скажите, пожалуйста, с точки зрения религии женщина является человеком? Или же человек — это только мужчина, а женщина это, как написано, «помощник» (Берешит 2:18)? Спасибо... Читать дальше |
|
Однотипная строгость в одежде харедим — это обязательно?10 января 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Если я правильно понимаю, то религиозные евреи (кажется, их называют «харедим») одеваются так необычно потому, что еврей должен отличаться от неевреев мира. Но нельзя одеваться отличительно, но немного иначе? Грубо говоря, носить не классические, а какие-нибудь другие костюмы? Ведь разные общины одеваются немного по-разному, выходит, что однотипная строгость не обязательна? Читать дальше |
|
Откуда могло за 210 лет рабства расплодиться несколько миллионов евреев?8 января 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте... Вопрос очень важен для меня. Как могли за 210 лет рабства 70 евреев размножиться и превратиться в 600 000 евреев, не включая детей и жен? По-моему, это нереально. Откуда могло за 210 лет расплодиться несколько миллионов евреев? Спасибо за ответ заранее... Читать дальше |
|
Евреям удалось избежать ассимиляции потому, что они сохраняли свой язык, имена и одежду?7 января 2021 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Есть ли что-то ещё кроме языка, имен и одежды, благодаря чему евреям удалось избежать ассимиляции? Моше Читать дальше |
|
Как правильно относиться к прививкам?6 января 2021 года, отвечает Рав Яков Шуб В Израиле и в других странах мира началась повсеместная вакцинация от COVID-19. Скажите, пожалуйста, а были уже в истории случаи, когда раввины говорили о получении прививок? И откуда следует, что есть такая обязанность? Как правильно относиться к прививкам? N. Читать дальше |
|
Что особенного в этом месте, которое называется пещера Махпела?5 января 2021 года, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте. Хочу понять, что особенного в этом месте, которое называется Меарат а-Махпела? Почему Аврааму было так важно похоронить Сару именно в этой пещере? Почему, скажем, не в Иерусалиме? Читал, что в этом месте похоронены Адам и Хава. Но тогда тот же вопрос — почему именно там? Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Евреи выходят из Египта, становятся свободными. Почему же Тора сохраняет институт рабства?4 января 2021 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Из первых глав книги Шмот мы узнаем, что такое рабство и как тяжело египтяне угнетали евреев. Да и из общих соображений известно, что рабство — это плохо. Но вот евреи, слава Б-гу, выходят из Египта, становятся свободными людьми, но понятие рабства при этом никуда не исчезло! Ведь уже в главе Мишпатим (21:2) Тора подробно описывает, что нужно делать, «если купишь раба-иври». Вопрос: почему институт рабства не остался навеки в Египте? Почему и в дальнейшем сохранилась опция быть порабощенным? Спасибо! Тимофей Читать дальше |
|
Можно ли принимать новые прививки от коронавируса?3 января 2021 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав, вот все бросились делать прививки, а ведь никто не знает, что из этого получится. Это не те прививки, действие которых нам давно известно (да и их некоторые делать не желают). Мы все сейчас подопытные кролики. Не страшно? Н. Читать дальше |
|
Почему Яаков заповедал сразу похоронить его в Земле Кнаан, а Йосеф — нет?1 января 2021 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. У меня такой вопрос. В главе Ваехи мы читаем о смерти Яакова и Йосефа. Но Яаков заклял похоронить его в земле Кнаан, а Йосеф попросил забрать его останки, когда все будут выходить из Египта. Почему Йосеф должен был остаться в Египте, а Яакова вынесли из Египта сразу? Ведь если бы он попросил, чтобы его сразу похоронили в земле Кнаан, то братья исполнили бы его просьбу и ни одно войско не остановило бы их. Заранее спасибо за ответ. Моше Читать дальше |
|
Почему ставят коронки над буквами в свитке Торы?29 декабря 2020 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы? Читать дальше |
|
После смерти нет ничего?28 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Добрый день. Извиняюсь за, возможно, глупый вопрос, но на днях ко мне подошел один представитель христианской конфессии и начал рассказывать о Б-ге, затем он начал рассказывать о том, что происходит после смерти. И велико было мое удивление, когда он сказал о том, что после смерти нет ничего. Мол, это написано в еврейских Писаниях, и сослался на Коэлет 9:4-10. («Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву; Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению; И любовь их, и ненависть их, и ревность их давно исчезли, и доли нет им более во веки ни в чем, что делается под солнцем. Поди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим. Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, все дни суетной жизни твоей, которую дал тебе (Б-г) твой под солнцем на все суетные дни твои, ибо это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, над которыми трудишься под солнцем. Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь»). Вопрос заключается в следующем: о чем именно говорят эти стихи? А также: есть ли в ТОРЕ прямые или косвенные намеки на загробную жизнь? С глубоким уважением, Владислав Читать дальше |
|
Почему Йосеф обманом вызывает к себе Биньямина, рискуя жизнью своего отца?27 декабря 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Вопросы: почему Яаков послал Йосефа одного в опасную землю Шхем к ненавидящим Йосефа братьям, не приставив даже никого из слуг для безопасности? Ведь даже если он считал Йосефа праведником, всё равно следовало соблюдать осторожность. Почему потом Яаков решил, что Йосефа растерзал зверь, а не убил человек? И почему не послал кого-нибудь хотя бы за телом, чтобы похоронить? Почему Йосеф в Египте говорит: «Дал забыть мне Б-г… всё (в) доме отца моего» (Берешит 41:51), а не только братьев? Наконец, почему Йосеф обманом выманивает к себе Биньямина, рискуя жизнью своего отца, который от известия о потере Биньямина может умереть? Если так он хотел добиться приезда отца, то ведь была опасность, что тот не добрался бы и умер от самого известия! Читать дальше |
|
Ждать ли нам, что Б-г накажет наших обидчиков?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Йосеф убегает, далее идёт обман жены Потифара, после чего праведник оказывается в тюрьме. Вопрос: что с этой женой? Наказал ли Б-г обидчика праведника? И как быстро он это сделал? Ждать ли нам чего-то от Б-га в отношении наших обидчиков? Тода (спасибо). Ивар Читать дальше |
|
Почему братьям не была прощена продажа Йосефа?23 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин «В этот момент Реувен впервые узнал о том, что Йосеф не был пленен купцами, а братья сами продали его в рабство (Зоар 1, 185 б). Но, хотя Реувен и не был вместе с братьями при продаже Йосефа, всё же, поскольку он согласился скрыть от отца правду, вина легла также и на него. И в искупление этой вины много веков спустя, в период жестоких гонений после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, были казнены десять великих праведников Израиля — по числу десяти сыновей Яакова, включая и Реувена (Берешит рабати 178, Оцар ишей аТанах; пиют “Элэ эзкера”)» Шалом, уважаемый рав! Почему, несмотря на то, что все братья Йосефа осознали свой грех и раскаялись в нем, то есть совершили тешуву, гнев никуда не исчез, не «нейтрализовался», причинно-следственная связь продолжила работу, а атрибут справедливости Творца не был заменен атрибутом милосердия? С уважением, Лариса Читать дальше |
|
Вакцины от Covid-19 не хватает на всех. Мы имеем право решать, кого спасать, а кого — нет?22 декабря 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб В Израиле и в других странах мира начался процесс вакцинации населения от Covid-19. В каждой стране свой план, кого прививать, а кого нет. Хотелось бы знать: а по иудаизму — как вообще мы можем решать, кого спасать, а кого нет? Неужели можно спасать одного за счет другого? Читать дальше |
|
Что делать с самокопанием и прокрастинацией? Смотрю, как медленно тону…21 декабря 2020 года, отвечает Рав Элияу Левин Здравствуйте. В школе, года 4 назад, я, бывало, спорил с учителями. Летом я вспомнил, как поспорил с учителем психологии на уроке самопознания. Я не помню, чем всё закончилось, но мне показалось, что учителю было неприятно, что кто-то оспаривает его мнение. Я захотел извиниться, не раз подходил к его дому, но так и не решился позвонить. Я не знал что сказать — «Помните, 4 года назад мы на уроке поспорили? Извините, пожалуйста»? Множество разных мыслей приходило в голову: что это вовсе не оскорбление, а рабочий момент, может быть, просто нарушение дисциплины, что здесь не за что извиняться. Однако, когда приходил домой, появлялись другие мысли: что я разрешил себе не извиняться и что на всю жизнь за мной останется этот должок. После вспомнил, что в нулевом или в первом классе толкнул мальчика и тот ударился головой о стену и заплакал. Кажется, в конце года он перевелся. Должен ли я искать его и извиняться? После меня позвали помочь в ремонте здания, где я нечаянно поцарапал побеленный потолок — точка диаметром несколько миллиметров. Я попытался исправить — в итоге на потолке остался еле заметный след. И хотя это строительный объект, где подобные инциденты — обычное дело, мне не давали покоя мысли, что я должен был сообщить хозяину. Также был момент, что я, вынося мусор на мусорку, стоящую рядом с дорогой, увидел пустую жестяную банку на этой дороге. Я подумал, что это кто-то не докинул и машины могут повредить колеса, поэтому убрал ее поближе к мусоркам. Однако, когда отошел подальше, появились мысли о том, что кто-то ее специально там оставил. Я не знал, что делать, и, чтоб хоть как-то успокоить себя, поставил эту банку на границе между дорогой и мусоркой. После меня снова попросили помочь на том объекте. Придя туда, я обрадовался, увидев, что стены покрасили. Однако при разгрузке мебели я поцарапал косяки. Я не сообщил об этом владельцу. Никакие доводы о том, что царапины незаметны, что в этом нет моей вины — что груз несли вдвоём, груз был негабаритный, что такие инциденты неизбежны, — не помогают. Рассказывая об инцидентах на стройке, я пытался успокоить себя словами других людей о том, что это пустяки — всё закрасится. Временами мне действительно кажется: как можно было волноваться о таких глупостях? Но зачастую мысли о том, что я поступил неправильно: не извинился в этих ситуациях, появляются снова. Я уже задавал некоторые вопросы. Пытался убедить себя в том, что те люди на меня не злятся. Но как отличить откровенно глупые, как мне теперь кажется, ситуации — как, например, с жестяной банкой, — от ситуации с царапинами на стенах? Быть может, из-за самоизоляции появилось время для самокопания? Или всё из-за моего перфекционизма, интровертности и флегматизма? Все эти споры с самим собой сильно сказываются на здоровье. А я еще и склонен к прокрастинации (откладыванию), поэтому с настроением всё не очень хорошо. Как поступить правильно? Как всё исправить? Я часто читаю статьи с вашего сайта и около полугода назад увидел, что начинается новый цикл изучения Талмуда. Мне показалось, что нельзя упускать такой шанс, что это возможность стать лучше. Поэтому я стараюсь каждый день слушать эти лекции. Приходят мысли, что я Бен Ноах, что мне нельзя этого делать. Однако приходят другие мысли и говорят, что, если перестану слушать лекции, я своими руками отдалю себя от того, чтобы стать лучше. Также, если я решу пройти гиюр, то эти лекции очень помогут… При этом откладываю решение о том, остаться Бен Ноахом или пройти гиюр. Вместо стажировки занимаюсь прокрастинацией. Понимаю, что мне нужно делать, но не хочу. Я боюсь, что мне запретят слушать лекции, что отправят к психологу, что заставят делать то, чего я не хочу, даже если это будет правильно. Словно я потерял все силы, что были, когда я поменял религию на Бней-Ноах. Словно я застываю и больше не в силах изменить себя. И только и делаю, что смотрю, как медленно тону. Сейчас ночь, и вот, мне кажется, что завтра возьмусь за голову. Но, проснувшись, снова покажется, что я все слишком раздул. Мне кажется, что я описываю всё в красках, которые каким-то образом повлияют на Ваш ответ, обратят его в то, что мне выгодно. Я не могу доверять себе. N. Читать дальше |
|
Обладают ли сейчас евреи и неевреи способностью видеть события будущего?20 декабря 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Уважаемые раввины! Спасибо Вам за ваши подробные ответы на вопросы! Сегодня у меня два вопроса насчёт пророческого дара. Насколько мне известно, после разрушения Второго Храма евреи частично утратили такую способность, но про неевреев там ничего не сказано. Так вот, обладают ли сейчас евреи и неевреи способностью видеть события будущего? И второй: как определить, что пророчество открыл Всевышний, а не Сатан? Тода раба (большое спасибо)! Никита Читать дальше |
|
Как правильно зажигать ханукальные свечи водителю-дальнобойщику?16 декабря 2020 года, отвечает Рав Нахум Желязник Я водитель-дальнобойщик. Бывает, что в дороге всю ночь, в перерыве сплю на стоянке в кабине трейлера. Как мне зажигать свечи на Хануку в такой ситуации? На стоянке нельзя, там много машин паркуется, могут быть и цистерны с топливом, опасно. Спасибо. Коля Читать дальше |
|
В Хануку принято дарить подарки жене и детям?7 декабря 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Слышал, что в Суккот и Песах принято дарить жене и детям подарки. А нужно ли в Хануку тоже что-то подарить? Читать дальше |
|
В Израиле религиозный — человек второго сорта, хуже уличного кота?6 декабря 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Я чуть больше года в Стране. У меня какой-то крик души. Помогите разобраться. В стране исхода, живя в общине, все евреи держатся вместе и нет какой-то ненависти к датиим (религиозным). Это так и во многих еврейских общинах мира. Я вижу, что нет различия в отношении, просто рады, что ты еврей. В Эрец-Исраэль я постоянно чувствую ненависть к датиим, особенно к харедим. Тут быть дати как бы стыдно и лучше не рассказывать и не касаться темы религиозный / нерелигиозный. Конечно, можно жить в религиозном городе и не выходить оттуда вообще, но это как-то не очень. Так почему это так здесь? Иногда мне хочется оставить Эрец и уехать из-за этого. Почувствовать себя религиозной еврейкой там, где всегда тебе рады только потому, что ты еврей. И себя чувствуешь сильной, а тут в Эрец — какой-то человек второго сорта, хуже уличного кота… Наоми Читать дальше |
|
Киберзащита. Можно ли посылать вирусы потенциальным хакерам?3 декабря 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Наша фирма занимается разработкой технологий по кибербезопасности. Основная задача — это защитить сайты и программы пользователей от внешних атак и взломов. Недавно один из сотрудников предложил не только заниматься пассивной защитой, но и создать алгоритм, который бы посылал вирусы взломщикам, чтобы таким образом отбить у них желание заниматься подобной деятельностью. Читать дальше |
|
Два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями?2 декабря 2020 года, отвечает Рав Александр Красильщиков Правильно ли я понимаю, что два и более разных еврея могут идти к одной Торе разными путями? То есть, имея разные мнения, практики и взгляды на те или иные положения, кроме самых базовых, как 13 основ веры. То есть, нет проблемы в разных путях, если все они с чистыми намерениями идут к Торе и пытаются приблизиться к ней? Верно? Моше Читать дальше |
|
Как повлиять на брата-алкоголика, зная, что влияния на него у меня практически нет?1 декабря 2020 года, отвечает Рав Элияу Левин Добрый день, уважаемые раввины! Хотел попросить вашего совета, если это возможно. У меня есть младший брат, ему за тридцать. Наша мама умерла, когда ему было 12. Папа воспитанием не занимался, поэтому брат вырос в окружении плохой компании, начал пить, курить. Можно сказать, что уже алкоголик. Самое плохое — это то, что он неспособен взглянуть в глаза проблемам, не может высказать свое мнение и постоянно убегает от решения. И когда что-то неприятное случается, напивается. И только в этом состоянии может хоть что-то сказать. И обычно это только ругань и очень плохие слова. В своих проблемах обвиняет всех вокруг, только не себя. Недавно ему дали зарплату меньше того, что он ожидал. В итоге он напился и начал обвинять своего друга-работодателя, что тот его обманул. Я его спросил: а договаривались ли они с самого начала насчет суммы? Нет, не договаривались. В чем претензия тогда? Меня обманули, он плохой человек, и разговаривать с ним я не буду — таков ответ. И не первый раз случается именно такая ситуация. Убегает от решения проблем. И в таких ситуациях просит либо у отца денег, либо у меня — чтобы уехать в другое место. Я понимаю, что он неспособен решать жизненные вопросы, и у меня была такая же проблема. Раньше что-то советовал, но со временем понял, что это бесполезно. Отношусь более спокойно к нему и не лезу в душу. А если опять попросит денег? Я не знаю, что делать. Если дать — опять ничему не научится, не дать — боюсь, чтобы что-то не сделал плохое с собой после стольких разочарований (по его мнению). В последнее время с отцом ругается, и боюсь, чтобы не сделал чего-то плохого с ним. Лучше уже уехать. Ситуация ещё плоха тем, что отец постоянно его «пилит» и учит жизни. Посоветуете, пожалуйста, что можно сделать? Как хоть как-то повлиять на брата, зная, что влияния на него у меня практически нет? А нужно ли мне вообще вмешиваться? Я знаю, что он ранимый и добрый по своей сути. Заранее спасибо. С уважением, N. Читать дальше |
|
Я молила Б-га об исцелении, обещала стать религиозной, а теперь не могу выполнить обещание…30 ноября 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Добрый вечер, уважаемый раввин! Пожалуйста, ответьте на мой вопрос. Это очень важно для меня, для моего состояния души, для моего здоровья. В начале этого года я лежала в больнице и состояние было очень плохое. Лекарства не помогали, и вдобавок начались ужасные побочные эффекты и аллергические реакции на них... Было так плохо, что я думала: это уже последние дни в моей жизни и моя маленькая дочка останется сиротой. За меня молились, в том числе и в Израиле. И когда я оказалась как бы в тупике, в безвыходной ситуации, я обратилась к Богу за помощью. Это был крик души. Я просила у Бога о помощи, чтобы Он мне помог выздороветь. Взамен я обещала стать религиозной, и ещё дала обещание (клятву), что, если не стану таковой, то тогда Ты (Бог) можешь со мной делать всё, что хочешь — вплоть до смерти. И после этого обещания каким-то чудом я начала идти на поправку, и вскоре меня выписали из больницы. Но потом, когда я вернулась домой, у меня началось внутреннее сопротивление по поводу данной клятвы, что не могу я это обещание исполнить и полностью свою жизнь изменить так радикально... (Я главное не сказала: то, что уже несколько лет бегаю по врачам и мне не могут поставить диагноз и вообще помочь мне хоть как-то, а симптомы всё добавляются и моё состояние ухудшается). В общем, у меня на душе камень лежит, я как бы разрываюсь на части. И, помня свое обещание, опасаюсь кары, но не могу исполнить, по крайней мере, сейчас. Что мне делать, если моё здоровье ухудшается? Можно ли отменить хотя бы вторую часть обещания (то, что Бог со мной может делать всё, что хочет, вплоть до смерти)? Меня это очень угнетает, гложет, ведь Бог помог мне и ждёт исполнения моего обещания... Спасибо заранее за ответ. С уважением, N. Читать дальше |
|
Если Всевышний питает каждое живое существо, то как объяснить голод в Африке?29 ноября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! В благословении Биркат а-Мазон мы каждый день произносим фразу о том, что Всевышний питает каждое живое существо и заботится о поддержании его жизни. Похожая фраза есть и в Шмонэ-Эсрэ. По работе бываю регулярно в Африке (работаю в международной организации) и не понаслышке знаю о проблемах с доступом к продовольствию и воде у местного населения. Особенно тяжелая ситуация у детей, очень высок процент детской смертности именно от истощения. Поэтому внутренне каждый раз спотыкаюсь при чтении молитв и благословений, где затрагивается эта тема. Что бы Вы могли посоветовать? Читать дальше |
|
Должна ли старшая сестра выходить замуж первой?27 ноября 2020 года, отвечает Рав Мендель Агранович Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поступать по традициям иудаизма вот в таком вопросе. Должна ли старшая сестра выходить замуж первой, или она может выйти замуж после младшей сестры? П. Читать дальше |
|
В этом году много людей считают меня виноватой…26 ноября 2020 года, отвечает Рав Элияу Левин В этом году есть много людей, которые считают меня виноватой. Но я не считаю себя виноватой, а потому мне очень трудно с этим смириться и просить у них прощения. Приведу только один пример, чтобы стало понятно, в чем меня обвиняют. Месяц назад ушел мой папа заль (благословенна память о нем). Я одна в нашей семье сидела шив-у (семь дней траура) и пыталась соблюсти всё, что мне известно, в день траура. К счастью, муж поддержал меня. Брат даже не отпустил бороду и хотел уже в день похорон вернуться на работу. Его пристыдили другие родственники, и только поэтому он остался еще на несколько дней. Мама даже не хотела давать разрезать свою блузку. Я пыталась объяснить ей, как принято соблюдать траур. Но она повторяла, что наш папа не был религиозным. Сразу после похорон моя двоюродная сестра потащила маму на могилу своей мамы — маминой сестры. Я сказала, что это запрещено. Конечно, это вызвало обиду у сестры. А мама стала ругать меня и упрекать, что как я, мол, такая жестокосердная, так плохо отношусь к своей тете. Вот примерная ситуация. Были и другие. Мне очень больно от такой несправедливости. Я не хочу просить прощения ни у мамы, ни у брата, ни у двоюродной сестры. N. Читать дальше |
|
Почему существует ад, если в нем нет счастья и он — вечен?24 ноября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Хочу поинтересоваться еврейским взглядом на такую проблему: В вашей статье я прочитал о том, что Б-г есть Высшее Совершенное благо, Которому присуще делать добро, потому что он Самодостаточен. Поэтому все Его деяния направлены на созидание и достижение конечной цели, а именно — достижение некоего единства человека с Создателем («двекут»). При этом данная цель, безусловно, достижима, ибо поставлена Самим Всемогущим. Вопрос состоит в том, почему существует ад? Ведь ад — по определению место, где счастья нет, и он вечен. Таким образом, Промысел закончился на вечном отсутствии счастья. Буду благодарен за ответ на вопрос или ссылку на статью… Андрей Читать дальше |
|
Есть заповедь делать всё заранее?23 ноября 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб У меня есть проблема: я всё откладываю на последний момент, а потом каждый раз об этом жалею. А какое отношение к этому в иудаизме? Есть ли такая мицва (заповедь) — делать всё заранее? Читать дальше |
|
Почему Провидец из Люблина крикнул своему хасиду: «Лоскутное одеяло!»?22 ноября 2020 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте. В книге «Хасидская мудрость» наткнулся на майсу про «лоскутное одеяло». Оригинала на иврите нет, только текст на русском. Прошу разъяснения. Сам текст: «Однажды один хасид Провидца из Люблина (рабби Иакова Ицхака) постился от субботы до субботы. В канун конца своего поста он почувствовал такую страшную жажду, что едва не умер. И тотчас увидел он колодец, подошёл к нему и хотел напиться. Но тут подумал, что, не желая потерпеть какой-то час, оставшийся до наступления субботы, он губит весь недельный пост. Поборол он своё желание, не стал пить и отошёл от колодца. И тут возгордился он оттого, что устоял перед искушением. Осознав это, он решил: лучше пойду и напьюсь, чем поддамся гордости. Подошёл он обратно к колодцу, а когда нагнулся, чтобы зачерпнуть воды, жажда вдруг пропала. С наступлением субботы вошёл он в дом учителя. Но не успел переступить порог комнаты, как обратился к нему Провидец с укором: — Лоскутное одеяло!» Федор Читать дальше |
|
Где в Торе сказано, что Эсав был кровожадным убийцей, как его рисуют мудрецы?20 ноября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Мой вопрос очень простой: где в Торе сказано, что Эсав был злобным убийцей, практически коварным садистом, ненавидящим своего брата-близнеца? Я читаю Тору, мне очень интересно читать Тору, но я вижу, что Эсав был честным, слегка простодушным парнем, который сперва искренне любил своего хитрого и трусливого вероломного шельму-брата, но потом, на мой взгляд, вполне справедливо обиделся на него. Хотя, ведь он так ничего плохого ему не сделал. Это я читаю на страницах Торы. Толкования мудрецов говорят обратное. Но мне эти толкования кажутся совершенно голословными, высосанными из пальца. В конце концов, наговорить можно, что угодно, но где в Торе сказано, что Эсав был кровожадным убийцей, как его рисуют мудрецы? И где в Торе сказано, что лгать родному брату, обманывать умирающего слепого отца, а потом лицемерить и изворачиваться — значит быть добродетельным, порядочным человеком? Возможно, я был резок в выражениях, но мне действительно хочется узнать ответ, это не троллинг. Где про это сказано в Торе? Где я упустил главное? Однако пока ни один человек не захотел мне ответить прямо. Только вокруг да около и уводят в сторону. Валерий Читать дальше |
|
Можно ли молиться за победу Трампа, когда выборы уже состоялись?19 ноября 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Я участник группы, где мы разделили книгу Тэилим между участниками и читали, молясь за успех Дональда Трампа на президентских выборах в США. На следующий день после выборов модератор группы сказал, что мы должны продолжать молиться. В связи с этим у нас возник вопрос: не является ли это напрасной молитвой? Ведь фактически все уже проголосовали, осталось только посчитать голоса. Читать дальше |
|
Мы должны думать о человеке только хорошее. Почему же комментаторы так плохо думают о Хаме?18 ноября 2020 года, отвечает Рав Арье Гальчук Мы должны о человеке думать только хорошее. Почему же комментарии в отношении Хама только негативные? Рассмотрим такой вариант того, что произошло с Ноахом после потопа: Ноах вырастил виноград, сделал вино, выпил лишнего и уснул в своём шатре. Чаще всего перепившие погибают, например, захлёбываясь собственными рвотными массами. Хам, заботясь об отце, решил проверить его состояние. Он зашел вперед спиной, спросил его о самочувствии, Ноах не отвечал. Хам вынужден был посмотреть на него, чтобы оценить его состояние и повернуть, если тот лежал на спине, чтобы отец не задохнулся. Затем вышел и рассказал братьям о его состоянии, сказал, чтобы они не заходили в шатер, так как отец обнажён. Он его не накрыл, но ведь место явно не холодное. Ведь мы знаем, что для оказания помощи можно нарушать запреты. Ноах, проснувшись, проклял Хама и его младшего сына (интересно, за что?). Но адекватность человека с похмелья хорошо известна. О Кнаане сказано в Берешит 10:15-18 как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Судей 19:10). Это те же самые йевуси из книги Дварим, недельный раздел Шофтим, глава 20: «16. Только из городов этих народов, которые Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, не оставь в живых ни души; 17. Но на истребление обреки хити и эмори, кенаани и перизи, хиви и йевуси, как повелел тебе Господь, Б-г твой». Малки-Цедека называли царем Шалема, то есть того же Иерусалима. По одному еврейскому преданию, это был Шем, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета. Но ведь в те времена у каждого рода был свой надел. А это была земля Хама. Так что более вероятно, что Малки-Цедек был из рода Хама. И уже после завоевания обещанной Ашемом земли евреями Давид завоевал Иерусалим у иевусеев. Значит, они не были истреблены! Вопрос. Так в чём же вина Хама, если рассматривать этот вариант? И был ли Ашем согласен с проклятием Хама и Кнаана, ведь Ашем не дал его потомков в рабство евреям? С уважением, Ефим Читать дальше |
|
Как правильно молиться за еврея, отец которого — из другого народа?17 ноября 2020 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте! Когда мы молимся за еврея, отец которого — из другого народа, нужно называть еврея бен/бат-Авраам (сын/дочь Авраама) или бен/бат плюс имя дедушки этого еврея с материнской стороны? Или называть имя деда/прадеда мамы, если после него из евреев в роду были только женщины? Некоторые люди говорили мне, что раввин сказал использовать в таком случае имя деда. Но большинство опрошенных используют универсальную формулу «бен-Авраам». Расскажите, пожалуйста, на чем основаны разные мнения и какому из них лучше следовать? Бина Читать дальше |
|
Можно ли попросить родителей, чтобы они не писали и не звонили так часто?16 ноября 2020 года, отвечает Рав Элияу Левин Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли просить родителя: «Не пиши / не звони мне, пожалуйста, так часто»? Я чувствую, что с одним из родителей коммуникация очень поверхностная (всё прекрасно, только о позитивном) — или как раз противоположное (я становлюсь подругой-психологом). И у меня просто нет сил для этой коммуникации. И при встрече стараюсь только выяснить, как дела — в смысле практических дел, — и всё… И еще: как бы надо же по закону спросить и о том, как себя чувствует родитель? Но тогда приходится выслушивать вещи, которые касаются других родственников и знакомых, а это уже слушать нельзя. Так как же выполнить эту часть закона почитания родителей? С уважением, Аноним Читать дальше |
|
Адам знал, что произойдет со всеми последующими поколениями в результате его греха?15 ноября 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемые раввины! Знал ли Адам о реальных последствиях своего греха? Может, он не знал обо всем ужасном, что произойдет в результате со всеми последующими поколениями? О том, что люди (и евреи в том числе) переживут за эти тысячелетия кровавых испытаний, холокоста, уничтожения и преследования? Может быть, если бы Всевышний показал Адаму это на пророческом уровне, Адам не стал бы есть плод? Читать дальше |
|
Отдаю десятину с прибыли после вычета расходов. Покупка оборудования — это расход?12 ноября 2020 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте, вопрос по десятине, помогите, пожалуйста, понять. У меня свой рекламно-производственный бизнес, есть компания, расчетный счет, сотрудники. С расчетного счета, на который поступают деньги за заказы, оплачивается аренда, закупаются необходимые материалы для производства продукции, оплачивается зарплата. Если это все назвать общим словом — затратная часть. С своей прибыли (или зарплаты) я, конечно, сдаю десятину. Но как быть, если я покупаю оборудование, пусть даже не очень дорогостоящее, с него я должен сдавать десятину? Оно, вроде как, тоже затраты, но так как я единоличный собственник бизнеса, меня мучает вопрос: правильно ли так? Если провести аналогию: например, есть магазин, в котором продают конфеты, но, чтоб их продавать, нужна еще и упаковочная бумага. Тут как бы все понятно — бумага часть затратная. Но в какой-то момент понадобилось купить еще одни весы. Эти весы я должен покупать из личных средств или могу купить из оборотных? Спасибо за Ваш мудрый совет. Илья Читать дальше |