Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Гордость, Пост, Хасидизм, Праведники, Самосовершенствование, Самоконтроль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. В книге «Хасидская мудрость» наткнулся на майсу про «лоскутное одеяло». Оригинала на иврите нет, только текст на русском. Прошу разъяснения. Сам текст:
«Однажды один хасид Провидца из Люблина (рабби Иакова Ицхака) постился от субботы до субботы. В канун конца своего поста он почувствовал такую страшную жажду, что едва не умер. И тотчас увидел он колодец, подошёл к нему и хотел напиться. Но тут подумал, что, не желая потерпеть какой-то час, оставшийся до наступления субботы, он губит весь недельный пост.
Поборол он своё желание, не стал пить и отошёл от колодца.
И тут возгордился он оттого, что устоял перед искушением. Осознав это, он решил: лучше пойду и напьюсь, чем поддамся гордости. Подошёл он обратно к колодцу, а когда нагнулся, чтобы зачерпнуть воды, жажда вдруг пропала.
С наступлением субботы вошёл он в дом учителя. Но не успел переступить порог комнаты, как обратился к нему Провидец с укором:
— Лоскутное одеяло!»
Федор
Здравствуйте, Федор!
Спасибо за интересный вопрос.
Действительно, создается впечатление, что в этой истории чего-то не хватает. Я проверил несколько сборников хасидских притч, но ничего подобного не нашел. Книга «Хасидская мудрость», о которой Вы говорите, это, скорее всего, сборник хасидских историй Мартина Бубера. Только там я обнаружил эту историю, но, что интересно, с небольшими изменениями.
В частности, в той версии, которую видел я, сказано, что Провидец крикнул ученику «Лоскутное одеяло!» То есть, не «обратился с укором», а только крикнул. На первый взгляд, незначительное различие, тем не менее, может иметь решающее значение для понимания этой истории. Так как никаких комментариев я не обнаружил, поделюсь с Вами своими мыслями по поводу этой — лаконичной — версии.
Если Хойзе (Провидец) только крикнул ученику: «Лоскутное одеяло!», то, возможно, так он хотел показать хасиду, что злое начало подобно лоскутному одеялу. В лоскутном одеяле множество разноцветных кусочков ткани, и при этом — это всё одно одеяло. Этим оно подобно злому началу, о котором сказано в Книге Зоар: у него есть множество имен, оно всё время поворачивается к человеку разными гранями и нужно много мудрости, чтобы распознать его козни и устоять перед ним.
Так и этот хасид, сначала должен был воздержаться от питья, а потом, наоборот, должен был пить, чтобы избежать гордыни. Это объяснение можно подтвердить и тем, что подобную идею приводят в нескольких сборниках хасидских изречений именно от имени Хойзе из Люблина.
Если же за основную мы примем версию, что Хойзе из Люблина сказал хасиду эти слова с укором, значит, он уподобил лоскутному одеялу самого хасида. Тогда предыдущее объяснение не подходит и надо найти другое.
Прежде всего, нужно вообще понять, почему Ребе укорял своего хасида, ведь тот поступил как настоящий праведник — сначала переборол жажду, а потом был готов испортить весь недельный пост и попить только для того, чтобы избежать гордыни. Да и гордыня была очень «тонкая», только перед самим собой, ведь хасида никто не видел.
Думаю, на это можно ответить, что, как известно, Хойзе называли «Ребе других ребе» — наставником наставников. Его хасиды были сами большими праведниками, поэтому он, видимо, предъявлял к ним повышенные требования. Если это так, то можно понять, за что Провидец укорял своего хасида.
Представим себе человека уровнем пониже. Вот он с усердием изучает Тору, а сразу после этого — разгневался на ребенка. Потом с упоением помолился, а после этого принесли вкусную еду и он съел значительно больше необходимого. Бескорыстно помог соседу починить машину, а потом ещё два часа убил на пустые разговоры и злословие. Это праведник или грешник? — Лоскутное одеяло!!! Тут это очень к месту.
Так, возможно, это и имел в виду Хойзе, только, разумеется, с поправкой на уровень своего хасида. Вот он постится от субботы до субботы — прямо ангел, а тут ему жутко хочется пить. Только переборол животное начало (причем потому, что уже немножко осталось, что само по себе не самое «ангельское» соображение) — и вот он уже почти возгордился. Это, конечно, очень высокого духовного уровня, но всё-таки «лоскутное одеяло».
Конечно, мало кто может узнать себя в этом хасиде, но каждый на своем уровне как-то противостоит злому началу, и оба приведенных объяснения могут быть нам в помощь. Как известно, визуальные образы — эффективное средство работы со своим сознанием. Поэтому я Вам очень благодарен за Ваш вопрос и надеюсь, что «лоскутное одеяло» будет вставать у меня перед глазами, всякий раз, когда начну «крениться» в сторону от верного курса.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Овадья Климовский
Жаль времени на еду…
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Бенцион Зильбер
Есть ли честь у евреев?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?