Темы: Потомство, Испытание, Исправление, Первородный грех, Предназначение, Душа, Смерть, Жизнь, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Знал ли Адам о реальных последствиях своего греха? Может, он не знал обо всем ужасном, что произойдет в результате со всеми последующими поколениями? О том, что люди (и евреи в том числе) переживут за эти тысячелетия кровавых испытаний, холокоста, уничтожения и преследования?
Может быть, если бы Всевышний показал Адаму это на пророческом уровне, Адам не стал бы есть плод?
Здравствуйте!
Прежде всего, представляется, что Адам знал всё, что должен был знать. Ведь Б-г испытывает и судит людей справедливо, и, если при выборе им необходимо что-то осознавать, Он им сообщает. Иначе действительно могли бы быть претензии: если бы я знал, то не поступил бы так.
Иногда люди не знают о конкретных последствиях, но сам их грех реализует и демонстрирует определенное состояние, духовный уровень, при котором эти последствия неизбежны — люди просто не осознавали, что таковы реалии, а грех их вскрыл.
Так, после греха разведчиков, когда весь народ стал плакать и жаловаться, что Б-г «ведет их в такую опасную землю», Б-г постановил: раз так, то и не войдете, умрете в пустыне, только ваши дети войдут. Тогда некоторые опомнились и сказали: нет, войдем, мы были неправы! Моше прояснил: теперь уже не получится. А те, кто попытался, были разбиты и убиты местными (Бемидбар 14).
Ибо сами жалобы и плач выявили недостаточную готовность войти в Землю Израиля, проблемы с духовным уровнем людей. Но и тот уровень, который был до их греха, в результате плача и жалоб понизился. То есть, в результате неправильного выбора реализовался уже существовавший потенциал падения. Поэтому «приговор» Б-га — констатация факта. На своем нынешнем уровне это поколение уже не может войти в Землю Израиля.
Это, кстати, действует и «в положительную сторону»: слово нисайон — «испытание» — связано со словом нэс — «знамя». Истинная цель испытания в том, чтобы человек его прошел и таким образом реализовался бы и стал явным его потенциально высокий духовный уровень. Б-г «поднимет человека, как знамя», и так всем станет видна его праведность.
То есть при свободном выборе в человеке заложены оба потенциала: и к взлету, и к падению. Что он выберет, то и реализуется.
Это в принципе. Но об Адаме скажем больше. Почему из-за его греха так пострадали последующие поколения? Ведь несправедливо: он согрешил — он пускай и расхлебывает, а потомки — мы все — чем виноваты? Ведь дети не должны расплачиваться за грехи отцов!
Мудрецы говорят, что в душе Адама были заложены корни всех душ его потомков — всех народов и всех поколений. Мудрецы также говорят: Всевышний показал ему каждое поколение и его мудрецов. Это было не просто пророческим видением будущего: Адам В САМОМ СЕБЕ увидел все будущие поколения. Они разрослись и разветвились от него, как дерево из корня, но в самом корне уже были все начала.
И его испытание было — не просто удержаться от вкушения какого-то несчастного плода. А довести всю свою «общую» душу — всё человечество, заключенное в нем, — до совершенства.
Мудрецы говорят, что до греха Адаму было запрещено есть плоды Древа Познания, но разрешено есть плоды другого, главного дерева сада — Древа Жизни. Потому, что оно по своему существу отражало душу самого человека до греха. Оно было «в середине сада» (Берешит 2:9) не только физически, но и в духовном плане: его плоды делали душу человека «центральной». Помогали развить каждое качество характера в меру, и так они уравновешивали друг друга и оставались достоинствами.
Человек был в меру веселым, но и в меру серьезным, раскованным, но и дисциплинированным, уверенным, но и осторожным. Он был на «золотой середине». Он заключал в себе корни всех будущих народов и поколений — столь разных и конфликтующих между собой, но в нем всё это было уравновешено. Его задачей было — довести до конца это равновесие, свести все воедино.
Но он нарушил запрет и связался с Древом Познания. Как поясняют мудрецы (Имрэй Шефер к Берешит), это дерево на самом деле состояло из разных деревьев, каждое из которых отклонялось от середины. И грехом было не просто вкушение плода, а УВЛЕЧЕНИЕ плодом одного из них. В результате душа Адама стала однобокой, утратила свою «центральность» и уравновешенность. Вместо того чтобы быть в центре и заключать в себе все аспекты будущего человечества, Адам сам стал отдельным, «частным» человеком — со своим несовершенным характером и субъективной точкой зрения.
Изначально Адам своим служением Б-гу мог исправить и довести до совершенства все аспекты своей души, и тогда произошедшие от него люди оставались бы «центральными». И не было бы смысла в смене поколений — то есть в рождении одних и смерти других. И в сопровождающих всё это страданиях.
Но Адаму не удалось исправить всю свою душу сразу. А после того, как его душа стала лишь одной из многих возможных, он уже в принципе был лишен возможности исправить изначальную, всеобъемлющую человеческую душу. Поэтому эта всеобъемлющая душа была разбита на множество различных частей, которыми были наделены произошедшие от Адама люди. Каждый получил свою долю общей души и должен ее исправить и усовершенствовать, внести свой вклад.
Таким образом, все испытания, через которые проходит каждое поколение, — это частица одного всеобъемлющего испытания, через которое прошел Адам. Как все будущие души были заложены в нем, так и все будущие испытания были заложены в его испытании.
Поэтому мы вовсе не «расхлебываем вместо него» — мы, всё человечество, пытаемся справиться с тем заданием, с которым он не смог справиться в одиночку, когда мы были в нем заключены, но еще не отделены. И претензии к Адаму — это претензии к нам самим. Он — это все мы вместе взятые. Пусть каждый справится хотя бы со своей долей испытаний, прежде чем судить Адама за то, что не справился со всеми вместе.
И в этом ответ на вопрос, знал ли он обо всех бедах, которые произойдут с потомками. Да, знал. Точнее, он сам и прошел через все эти испытания вместе взятые. Сам получил задание и попробовал донести эту ношу до конца истории. Но не получилось, и пришлось передать ее потомкам, пусть попробуют вместе донести то, что изначально было только его бременем.
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Берл Набутовский
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его