Темы: Америка, Выборы, Политика, Молитва, Государство Израиль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ участник группы, где мы разделили книгу Тэилим между участниками и читали, молясь за успех Дональда Трампа на президентских выборах в США. На следующий день после выборов модератор группы сказал, что мы должны продолжать молиться.
В связи с этим у нас возник вопрос: не является ли это напрасной молитвой? Ведь фактически все уже проголосовали, осталось только посчитать голоса.
Здравствуйте!
Большое спасибо за Ваш вопрос.
Действительно, в еврейском Законе есть понятие «напрасная молитва». Поэтому, чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте сначала разберемся, о чем идет речь.
Что такое напрасная молитва?
Мишна (Брахот 54а) говорит, что нельзя молиться о желаемом исходе того, что уже произошло, даже если результат нам неизвестен. Например, когда жена беременна и прошли первые 40 дней беременности, нельзя молиться о том, чтобы родился именно мальчик или именно девочка: ведь пол ребенка уже определен. Поэтому это было бы напрасной молитвой.
Понятно, что можно молиться о том, чтобы ребенок был здоровым, выполнял заповеди и совершал правильные действия, ведь это — молитва о будущем (Мишна Брура 230:1).
Другой пример, который приводит мишна в Брахот: человек, который возвращается домой и слышит, что в городе раздаются крики и рыдания, так что ясно, что случилось несчастье, не должен молиться о том, чтобы это несчастье было не в его доме. Фактически что-то уже произошло, и, возможно, это произошло у него дома, изменить это уже невозможно. Поэтому такая молитва будет считаться напрасной молитвой.
Странная молитва Леи
Далее Талмуд (Брахот 60а) задает вопрос: а как же быть с молитвой Леи, жены Яакова? Праматери знали из пророчества, что у Яакова будет 12 сыновей, от которых произойдут колена Исраэля. У Леи уже родилось шесть сыновей. У Зилпы и Билы было по два сына. А у Рахели был всего один сын.
Забеременев в очередной раз, Лея посчитала, что, если сейчас у нее родится седьмой сын, то это будет последний, двенадцатый сын Яакова. Тогда получится, что у ее сестры Рахели будет всего один сын, а у служанок по два сына, и это уменьшит уважение к Рахели.
Поэтому она помолилась: если младенец — мальчик, пусть Всевышний превратит его в девочку! Всевышний услышал ее молитву и изменил пол ребенка в утробе Леи.
Талмуд приводит два ответа на этот вопрос. Во-первых, возможно, Лея молилась об этом первые 40 дней после зачатия, когда пол ребенка еще не определен. В эти дни еще можно молиться о поле ребенка. Во-вторых, возможно, это действительно была молитва о чуде и Всевышний сделал для Леи исключение, совершив это чудо.
Раби Акива Эйгер в своем комментарии на Шулхан Арух (Орах Хаим 230, а) пишет: напрасная молитва — это не просто пустая трата времени, это действие, запрещенное еврейским Законом. Нельзя молиться, чтобы Всевышний совершил чудо и изменил в том или ином случае законы природы.
А в чем проблема молиться о чуде?
Всевышний создал этот мир и желает, чтобы он «работал» по особым правилам, в соответствии с законами природы. Поэтому, когда человек молится, чтобы для него совершили чудо, он как бы пытается вмешаться в Б-жественное провидение против воли Творца.
Например, Талмуд (Шабат 53 б) рассказывает: у одного мужчины умерла жена и он остался с грудным ребенком. У мужчины не было денег, чтобы нанять кормилицу, поэтому Всевышний совершил для него чудо: мужчина сам смог кормить ребенка грудью.
Один из мудрецов Талмуда сказал: смотрите, насколько велик этот человек: ведь Всевышний совершил для него чудо! На что другой мудрец ответил: наоборот, насколько плох этот человек: ведь из-за него пришлось менять привила Творения.
Бывают случаи, что Всевышний совершает чудеса для больших праведников. Но, когда человек молится о чуде, это своего рода гордость и заносчивость — ставить себя на один уровень с великими праведниками.
Кроме того, нельзя надеяться на чудеса. И, когда Всевышний совершает чудо, возможно, Он делает это за счет заслуг. Таким образом, заслуг у человека будет меньше (Шабат 30 б, Таанит 20 б).
Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что молитва после того, как фактически голосование уже завершилось, будет напрасной молитвой. Ведь кто-то уже набрал большее количество голосов, просто мы не знаем, кто.
Молитва о собранном урожае
Но давайте не будем спешить с выводами. Обратимся еще к одному талмудическому обсуждению (Бава Меция 42а), где сказано: когда человек идет оценивать величину собранного урожая, он может молиться, чтобы Всевышний послал ему благословение. Но после того, как урожай подсчитан, молиться уже нельзя. Это будет напрасной молитвой, поскольку благословение пребывает лишь на том, что скрыто от глаза.
Возникает естественный вопрос: ведь урожай уже собран, его поместили в амбар, закрыли на ключ. Понятно, что зерна уже не станет больше. Почему же всё еще можно молиться об урожае? Чем это отличается от молитвы о том, чтобы женщина родила именно девочку/мальчика, когда пол зародыша уже определен, хотя у нас еще нет информации об этом. Почему же тогда молитва о поле ребенка является напрасной, а молитва об урожае, который собран, но еще не оценен количественно, разрешена?
Более того, оба эти случая приводятся рядом в Шулхан Арухе. Запрет молиться о рождении именно мальчика или девочки, когда пол ребенка уже определен, — в первом параграфе двести тридцатой главы, а разрешение молиться об урожае — во втором параграфе.
Ответ на этот вопрос поможет нам разобраться, что же будет с молитвой о победе одного из кандидатов на президентских выборах, когда выборы уже состоялись, но голоса еще не подсчитаны. Ведь это очень похоже на ситуацию с урожаем, который собрали, но еще не «измерили».
Интересно, что этим вопросом задаются немногие. Но на основе высказываний рава Ицхака Зильберштейна и других мудрецов современности можно дать такой ответ. Когда человек молится о том, чтобы будущий ребенок был именно мальчиком или девочкой, то он молится о чем-то конкретном, что может расходиться с действительностью. Поэтому это считается напрасной молитвой.
Когда человек просит благословения на урожай, который уже собран, он не просит о чем-то конкретном и не просит о том, чтобы урожай именно увеличился. Благословение может прийти различными путями: возможно, зерно еще дойдет и увеличится в объеме; возможно, благословение будет в том, что зерно не повредят грызуны или другие напасти; возможно, цены на зерно поднимутся и его можно будет выгодно реализовать, и т. п. В любом случае процесс еще не завершен и на него могут повлиять различные факторы, поэтому такая молитва не считается напрасной.
При этом существует правило: о благословении можно молиться, только когда результаты еще скрыты. Но после того как урожай посчитали, молиться о нем уже нельзя.
«The show must go on» («Шоу должно продолжаться»)
Теперь можно ответить на Ваш вопрос. После того, как выборы состоялись, но голоса еще не подсчитаны, процесс не завершен, еще множество факторов может повлиять на окончательные результаты выборов. Возможно, какие-то избирательные бюллетени окажутся фальшивыми, возможно, будут ошибки в подсчете, возможно, результаты на некоторых избирательных участках будут аннулированы из-за нарушений в процессе голосования и т. п. Кроме того, как мы знаем, были поданы апелляции в суды, это также может повлиять на окончательный результат.
В любом случае процесс еще не завершен, или как говорят американцы: The show must go on! А, как мы выяснили выше, пока процесс не завершен, еще можно молиться, и это не будет напрасной молитвой.
Сердца правителей в руках Творца
В любом случае мы должны помнить, что Всевышний руководит этим миром, а наши мудрецы говорят, что сердца правителей — в руках Творца. Поэтому не обязательно молиться, чтобы какой-то конкретный кандидат победил. Можно молиться о том, чтобы, какими бы ни были результаты выборов, они пошли бы на благо Земле Израиля, евреям Америки и Израиля и евреям всего мира. Чтобы они были на благо американского народа, который много делает для Израиля и на благо всех жителей Земли. А Всевышний уж Сам решит, какого посланника выбрать для того, чтобы осуществить это. Такая молитва точно не будет напрасной.
С уважением, Яков Шуб
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Желая быть принятыми и ассимилироваться в американском обществе, евреи считали, что в новом мире и иудаизм должен быть новым. Поэтому большинство американских евреев выбрало оставаться евреями, помогая другим евреям и всему еврейскому, как самостоятельные бизнесмены и благотворители.
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Разные авторы
Восточная сторона Нижнего Манхеттена — это место, вошедшее в историю города, как традиционное поселение европейский евреев. И даже несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Что и понятно, так как с 1880 по 1924 год именно здесь проживало 75% от двух с половиной миллионов евреев, прибывших из европейских стран за эти годы. Возведенная в 1887 году, это первая крупная синагога, построенная восточно-европейскими евреями в Америке. О синагоге в Нью-Йорке наслышаны потомки евреев, бежавших в США из Украины, России и Польши. После погромов еврейских кварталов в Польше, России и Украине во время правления российского царя Александра III, евреи начали массово эмигрировать в Нью-Йорк и оседать в достаточно дружественном Нижнем Ист-Сайде. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взамопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х общественность переместилась в Бруклин и синагога сильно обветшала. Но в 1980-х в рамках проекта восстановления её привели в порядок. Сейчас она фактически находится в Чайна Тауне. Внутри очень красивые витражи, мозаики и фрески. Изюминка синагоги — весьма впечатляющее цветное витражное стекло. Иногда кажется, что смотришь через иллюминатор в голубое небо, полное звёзд. В 2008 году журнал The New Yorker назвал синагогу в числе топ-10 архитектурных шедевров города.
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»
Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки
Неизвестный автор
Праздник « Симхат Тора ». Демонстрация за свободу евреев Советского Союза.
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его