Темы: Запреты, Ханукальные свечи, Ханука, Заповеди, Благословения, Работа, Опасность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ водитель-дальнобойщик. Бывает, что в дороге всю ночь, в перерыве сплю на стоянке в кабине трейлера. Как мне зажигать свечи на Хануку в такой ситуации? На стоянке нельзя, там много машин паркуется, могут быть и цистерны с топливом, опасно. Спасибо. Коля
Здравствуйте Коля!
Не секрет, что заповедь зажигания ханукальных свечей надо выполнять дома. Согласно комментарию Пнэй Йеошуа, на это есть намек в Талмуде (Шабат 21 б): «Мицва (заповедь) Хануки — свеча на человека и на дом его». Наши мудрецы постановили, что свечи должны гореть именно дома.
Что же делать тому, кто всю ночь находится вне дома? Ситуации бывают разные: командировка, больница, не дай Б-г, военные сборы или просто ночная работа. Постараемся немного разобраться в этих законах. Но оговоримся, на практике стоит проконсультироваться с компетентным раввином, не полагаясь только на эту статью: уж очень много деталей, от которых может зависеть галахическое решение...
Ответ можно разделить на две части: 1) закон для одиночек, 2) закон для семейных. Итак:
Если Вы живете один, то единственный вариант — это зажигать свечи там, где Вы находитесь (соблюдая правила пожарной безопасности, конечно). «А как же дом?» — спросите Вы. Без него не обойтись: «домом» в такой ситуации можно считать любое помещение под крышей, где есть возможность переночевать: комната в гостинице, больничная койка, даже туристическая палатка [1] сойдет.
Если и такого «дома» нет, например, человек проводит всю ночь в общественном месте — на вокзале или на улице, тогда, к сожалению, этой ночью он ханукальных свечей не зажигает. Единственное, что можно посоветовать, — постараться увидеть ханукальные свечи, зажженные другим евреем у него дома[2].
Если увидел, следует произнести благословение «Ше-аса нисим ла-авотэйну» («Благословен… Который совершил чудеса отцам нашим») и, если это первый день Хануки, также «Шеэхеяну» («Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь и поддержал нас, и дал нам дожить до времени этого»)[3]. Это тоже легитимный, хотя и не лучший (частичный) вариант выполнения заповеди.
Теперь к Вашему вопросу: считается ли домом кабина трейлера? Рав Шлезингер в книге «Мицват нэр иш у-вейто» пишет: да, автомобиль считается домом и в нем можно зажигать свечи с благословением. Если же зажигать свечу в машине опасно, то советуют[4] зажечь электрический фонарик. И хотя сомнительно, выполняется ли таким образом мицва зажигания ханукальных свечей, всё же, это лучше, чем ничего.
Если же у Вас дома остался кто-то из взрослых членов семьи, то Вы «спасены»: зажигание свечей в Вашем доме засчитывается и Вам — как будто Вы их зажгли сами. Чтобы выполнить заповедь таким образом, необходимо точно знать, что дома зажигают свечи. Тому, кто не знал и, вернувшись домой, обнаружил зажженную ханукию, зажигание не засчитывается, он должен теперь зажигать сам (но без благословения, см. Мишна Брура 677:2).
Тем не менее, пишет Рамо (677:3), предпочтительно зажечь лично, не «передавая полномочия» жене или кому-то другому из взрослых членов семьи. Поэтому, если у человека есть возможность исполнить заповедь самому и вовремя, ему надо мысленно отметить свое намерение (еще до начала времени зажигания) не выполнять заповедь вместе с женой[5], и тогда он может зажечь свечи сам с благословением[6] там, где он находится.
Стоит упомянуть, что автор книги «Ховат Адар», рав Яаков Блой (1929-2013), полагает: человек, находясь вне дома, может выполнить заповедь «пассивно» — через зажигание свечей своими домашними — только при двух условиях: 1) он не платит за помещение, в котором находится и 2) хозяин помещения сам зажигает свечи в этом помещении.
Тогда получается, что возможность выполнить заповедь таким образом существует только для гостя, но никак не для пациента больницы или постояльца в гостинице. Однако подавляющее большинство галахистов[7] не налагает этих ограничений, следовательно, человек может выполнить заповедь через своих домашних, даже когда он находится в больнице или в гостинице.
Возможностью выполнить заповедь «пассивно», с помощью жены или других членов семьи, может воспользоваться не только тот, кто проводит всю ночь вне дома. Даже для того, кто возвращается домой в Израиле поздно, когда на улицах уже нет людей, предпочтительно, чтобы свечи дома были зажжены вовремя, хоть и без него[8].
Веселой Вам Хануки!
С уважением, Нохум Желязник
[1] Швут Ицхак (рав Ицхак бен-Шмуэль Дарзи, в разделе Законов о субботних свечах 13:4) приводит этот закон от имени рава Элияшива. Разрешено при условии, что человек ночует в этой палатке.
[2] Но если человек видит ханукальные свечи, зажженные в общественном месте, ему нельзя произносить на них благословение.
[3] Шулхан Арух (Орах Хаим 676:3)
[4] Можно ли произнести благословение на зажигание фонарика — это вопрос. Некоторые галахисты (специалисты по еврейскому Закону) разрешают (в книге «Пнинэй Ханука» приводится от имени рава Элияшива; см. также «Ор лэ-Цийон» рава Бенциона Аба-Шауля, одного из крупнейших сефардских галахистов, и книгу «Алихот Шломо», составленную внуками рава Ойербаха, в гл. 15). Но некоторые запрещают («Алихот Шломо» в гл. 13, «Йабиа Омер» и др.). Причем речь идет только о таком фонарике, в лампочке которого есть спираль накаливания. А наиболее распространенные сегодня ледовые (светодиодные) фонарики вообще не имеют к огню никакого отношения, на них благословение не произносят.
[5] Если он не отметил для себя это свое намерение, а жена зажжет свечи первая, возникнет проблема: получится, что муж уже выполнил заповедь вместе с ней, а тогда его собственное зажигание окажется лишним и благословение — напрасным.
[6] Тому же, кто хочет выполнить мицву самым лучшим образом, находясь вне дома, советуют не произносить благословение самому, а слушать, когда его произносит другой еврей, зажигающий свечи. Дело в том, что, по мнению Рашаля и автора «При Хадаш», намерение человека не выполнять мицву вместе с женой не «срабатывает»: когда жена зажигает свечи, всё равно считается, что и муж зажег их, поэтому ему не следует произносить благословение (Мишна Брура 677:15)
[7] Рав Нисим Карелиц в книге «Хут Шани», рав Шмуэль Вознер — «Шиурэй Шевет а-Леви», рав Ицхак Зильберштейн — «Торат а-Йоледет», рав Ашер Вайс — «Минхат Ашер», приводится также в книге «Пнинэй Ханука» от имени рава Элияшива и др.
[8] В комментарии «Беур Галаха» к Рамо 677:3 приводится от имени автора «Хаей Адам» рава Авраама Данцига, так считает и большинство современных галахических авторитетов.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Мендель Агранович
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Иудаизм и еврейство — одно и то же? Если еврей в данный момент перестал верить в Б-га или пошел за другими божествами, он уже не еврей? Как поляку стать англичанином? А его детям, родившимся в Англии? Куда податься бельгийцу? Как стать евреем?
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его