Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть заповедь делать всё заранее?

Темы: РАМХАЛЬ, Время, Авраам, Заповеди, Еврейские качества, Черты характера, Самосовершенствование

Отложить Отложено

У меня есть проблема: я всё откладываю на последний момент, а потом каждый раз об этом жалею. А какое отношение к этому в иудаизме? Есть ли такая мицва (заповедь) — делать всё заранее?

Отвечает рав Яков Шуб

Здравствуйте.

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы затрагиваете интересную тему, и здесь есть два аспекта. Во-первых, расторопность как человеческое качество, конечно же, играет не последнюю роль в иудаизме. Рамхаль в своей классической книге «Путь праведных» выстраивает своего рода лестницу личностных качеств, работая над которыми человек постепенно растет духовно. Второй ступенью этой лестницы является именно расторопность.

У нас на сайте Вы можете ознакомиться с уроками, которые помогут понять это качество более углубленно, а также помогут в работе над собой.

Мы же попробуем уделить внимание второму аспекту, а именно: как представлено качество расторопности в Галахе — еврейском Законе.

Быть расторопным это заповедь?

Талмуд (Псахим 4а), рассматривая законы праздника Песах, говорит: хотя запрет квасного вступает в силу с шестого временнОго часа 14 Нисана (временнОй час — 1/12 временного отрезка от восхода до заката солнца), мы не откладываем проверку квасного до последнего момента. Мы делаем эту проверку при первой возможности в соответствии с правилом: «Расторопные выполняют заповеди как можно раньше» (зризин макдимим лэ-мицвот).

Каков источник этого правила? Согласно Талмуду, в его основе лежит пример праотца Авраама, который встал рано утром, чтобы выполнить повеление Всевышнего — принести в жертву своего сына Ицхака: «И встал Авраам рано утром, оседлал осла своего и взял с собою двух отроков своих и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Б-г» (Берешит 22:3).

В мидрашах можно найти и другие примеры, свидетельствующие о значимости расторопности. Мидраш «Йалкут Шимони» говорит: правило «Расторопные выполняют заповеди как можно раньше» выводят из (другого) поступка Авраама. Авраам не ожидал, пока Всевышний начнет разрушение Сдома и Аморы, он стал молиться о помиловании этих городов сразу, как только узнал, что Всевышний намерен их разрушить. Мидраш «Псикта» говорит: о необходимости расторопности свидетельствует то, что Авраам не ожидал, пока гости придут к нему в шатер, а выходил на дорогу встречать их.

Интересно, что все эти примеры мы находим в недельной главе Ваера и всё это — действия Авраама-авину (нашего праотца). Поэтому один из ришоним (ранних комментаторов), Меири (комментарий к Йома 28 б), пишет: быть расторопным и выполнять заповеди как можно раньше — значит, уподобляться нашим праотцам и следовать их путями.

Однако другие галахисты (знатоки Галахи — еврейского Закона) полагают: быть расторопным — это не просто похвальное поведение, а выполнение предписания Торы, поскольку Талмуд, как было сказано выше, выводит его необходимость из стиха Торы (Сдэ Хемед, Йом Кипур 1:14). Другие считают, что этот стих Торы — только напоминание (асмахта), а на самом деле расторопность предписана мудрецами (Турэй Эвен[i], Рош а-Шана 4а).

Расторопностьэто отдельная заповедь или характеристика выполнения заповеди?

Понятно, что, когда человек выполняет заповедь расторопно, как можно раньше, это показывает его отношение к заповедям в целом. Мицвот важны и ценны для такого человека, поэтому он с радостью выполняет их при первой возможности, не откладывая на потом.

Чтобы понять суть расторопности, надо разобраться: выполнять заповеди как можно раньше, расторопно — это отдельная заповедь или часть исполняемой заповеди. Иными словами: когда человек после 120 лет предстанет перед Небесным судом, то за заповедь, выполненную расторопно, при первой возможности, он получит два «чека» — один за саму заповедь, а другой за расторопность? Или же это будет один чек на более крупную сумму — за заповедь, выполненную расторопно?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько примеров.

Когда расторопностьнегативное качество?

Как упоминалось, обычно расторопность свидетельствует, что заповеди ценны и важны для человека. А как понимать случаи, когда быстрое выполнение заповеди говорит об обратном? О том, что человек хочет быстрее отделаться от заповеди?

Талмуд (Йома 20а) говорит: жертвоприношения в Храме начинались с того, что один из коэнов поднимался на жертвенник, брал небольшое количество пепла, оставшегося от сожжения вчерашних жертв, спускался вниз и помещал пепел на пол к востоку от жертвенника. Затем пепел «впитывался» чудесным образом. Эта заповедь называется трумат а-дэшен — «вознесение пепла».

В обычные дни трумат а-дэшен выполняли утром, с криком петуха. В Йом-Кипур эту заповедь выполняли в полночь, а в праздники — еще раньше, в первой части ночи. Далее Талмуд приводи мнение одного из мудрецов, который считает, что основное время для трумат а-дэшен — это именно полночь.

В этой связи Талмуд задает очевидный вопрос: если основное время трумат а-дэшен — в полночь, то как же в праздники эту заповедь выполняют раньше, в первой части ночи? Ведь время еще не пришло!

По мнению Раши, на этом вопрос Талмуда заканчивается. Но Тосафот считают, что вопрос Талмуда имеет продолжение. А именно: если время «вознесения пепла» — полночь, то как же в обычные дни его откладывают и выполняют только утром с криком петуха? Ведь существует правило: расторопные выполняют заповеди как можно раньше.

Мудрецы спрашивают: почему Раши в отличие от Тосафот опускает продолжение вопроса о расторопности? Рав Йосеф Энгель (1958-1920, Краков, автор «Гильйонэй а-Шас») пишет: поскольку в результате выполнения трумат а-дэшен «снимается» святость с пепла, находящегося на жертвеннике, и завершается служение предыдущего дня, то если выполнить эту заповедь как можно раньше, это будет выглядеть, как будто человек не ценит ее. А, наоборот, стремится поскорее избавиться от нее. Поэтому в данном случае нет обязанности действовать расторопно.

Понятно, что такой подход возможен, только если проявлять расторопность — это отдельная заповедь. Ведь тогда, если расторопность в какой-то ситуации может повредить, то заповеди не существует. Поскольку, как было сказано, цель расторопности — показать положительное отношение к заповедям. Если же расторопность — часть заповеди, то человек обязан проявлять ее в любом случае, не заботясь о том, как это будет выглядеть.

Когда расторопность вступает в противоречие с другими элементами заповеди?

Как известно, заповедь освящения Луны (Кидуш а-Левана) обычно выполняют на исходе субботы, когда все одеты по-субботнему и пребывают в хорошем настроении.

Рав Исраэль Исерлин в своих респонсах «Трумат а-Дэшен» (35) задает вопрос: а что делать, если человек увидел новую Луну посреди недели, не в субботу? Должен ли он выполнить заповедь освящения Луны сразу, как только увидит, согласно правилу расторопности? Или он должен подождать до исхода субботы и освятить Луну в более торжественной обстановке, в субботней одежде и т. д.?

Ответ следующий: если существует вероятность, что ближайшие дни будут пасмурными, Луны не будет видно за облаками и время, когда можно освятить ее, будет упущено, то нужно выполнить заповедь сразу. А если пасмурных дней не предвидится, то нужно подождать до исхода субботы и освятить Луну более торжественно.

Итак, мы видим, что, при прочих равных условиях, предпочтительно выполнить заповедь более красиво, торжественно, а не «как можно раньше». Об этом пишет Рамо (комментарий к Шулхан Аруху, Орах Хаим 426:2).

Такой вопрос может иметь место, только если расторопность — это отдельная заповедь. Тогда понятно, что лучше выполнить заповедь максимально достойно, чем максимально рано. Ведь в первую очередь надо позаботиться, чтобы заповедь была выполнена наилучшим образом, а уже потом — о том, можно ли при этом выполнить дополнительную заповедь расторопности. Если же расторопность — часть заповеди, то не совсем ясно, почему выполнить заповедь красиво предпочтительнее, чем выполнить ее как можно раньше.

(Беур Галаха приводит мнение Виленского Гаона, что освящение Луны нужно делать при первой возможности).

Переписка двух внуков раби Акивы Эйгера

Хатам Софер был женат на дочери раби Акивы Эйгера. Один из сыновей Хатам Софера, бывший раввином в городе Меттерсдорфе, в своих респонсах «Михтав Софер» приводит вопрос, который задал ему другой внук раби Акивы Эйгера — раби Лейбл Эйгер, сын раби Шломо Эйгера — сына раби Акивы Эйгера.

Раби Лебл Эйгер не пошел по стопам своих предков, а предпочел пусть хасидизма, стал учеником Ребе из Коцка и, в конце концов, стал известным хасидским лидером (цадиком). Рав Лейбл Эйгер пишет, что его часто приглашали быть сандаком (лицо, играющее важную роль при обрезании), однако сейчас раввины его города выпустили письмо с призывом не приглашать его больше в качестве сандака.

Проблема заключалось в следующем: чтобы успешно выполнить свою задачу сандака, рав Лейб Эйгер проводил некую духовную работу, поэтому на практике он был готов присутствовать на обрезании только к полудню. Раввины города, в свою очередь, считали, что это неправильно, обрезание нужно делать с самого утра, иначе это будет нарушением правила расторопности. Поэтому раби Лейбл Эйгер обратился за помощью к своему родственнику.

«Михтав Софер» пишет: раби Лейбл начинает подготовку к исполнению заповеди с самого утра, при первой возможности, и не откладывает ее. И, поскольку он занят подготовкой к заповеди, он не нарушает правило расторопности. (При этом в конце письма «Михтав Софер» осторожно укоряет раби Лейбла. Он пишет: наш дедушка, раби Акива Эйгер, тоже был большим праведником, тем не менее, когда он бывал сандаком, обрезание делали рано утром).

В любом случае мы также можем сказать, что такой ответ возможен, только если расторопность — это отдельная заповедь. Тогда можно сказать, что начинать при первой возможности подготовку к заповеди — это не нарушение правила расторопности. Если же расторопность — часть самой заповеди, то она связана только с самой заповедью, а не с подготовкой к ее выполнению.

Заключение

Итак, мы выяснили, что расторопность — это не просто человеческое качество, а качество и способ действия, предписанный еврейским Законом. Нам предписано выполнять заповеди как можно раньше. Мудрецы говорят: когда человек изучает, как правильно выполнить ту или иную заповедь, это делает ее более значимой в его глазах и он начинает относиться к этой заповеди более внимательно. Поэтому, возможно, если больше знать о расторопности, будет легче справиться с «откладыванием».

С уважением, Яков Шуб


[i]1. «Турэй Эвен» (ивр. «Ряды камней») — комментарий к талмудическим трактатам Хагига и Мегила, принадлежащий раву Арье-Лейбу Гинцбургу (1695-1785), раввину города Меца (сегодня — Франция), автору галахического труда «Шаагат Арье» («Львиный рык»).

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Кицур Шульхан Арух 29. Качества, которые следует человеку воспитать в себе

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Берешит — творение времени

Рав Моше Шапиро

Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности

Каким должен быть человек?

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ

О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше