Темы: Испытание, Ад, Цель творения, Награда и наказание, Предназначение, РАМХАЛЬ, Смерть, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Хочу поинтересоваться еврейским взглядом на такую проблему: В вашей статье я прочитал о том, что Б-г есть Высшее Совершенное благо, Которому присуще делать добро, потому что он Самодостаточен.
Поэтому все Его деяния направлены на созидание и достижение конечной цели, а именно — достижение некоего единства человека с Создателем («двекут»). При этом данная цель, безусловно, достижима, ибо поставлена Самим Всемогущим.
Вопрос состоит в том, почему существует ад? Ведь ад — по определению место, где счастья нет, и он вечен. Таким образом, Промысел закончился на вечном отсутствии счастья. Буду благодарен за ответ на вопрос или ссылку на статью… Андрей
Здравствуйте, Андрей!
Вы задаете важный вопрос. А ответ на него такой.
Во-первых, хотя Б-г создал человека с целью облагодетельствовать его, истинное благо, как объясняет Рамхаль, должно быть заслужено, заработано. Иначе человек не будет его ценить — напротив, оно будет ощущаться незаслуженным, постыдной подачкой.
Тем более что благо, которое человек получит в Будущем мире, — это не какое-то физическое наслаждение, а духовное, похожее, скорее, на знакомое нам чувство достижения и полноценности.
А это чувство обретается, когда человек что-то сделал, чего-то добился — преодолевая препятствия, хотя бы собственную лень. И при этом сохранил чистоту души, не поддаваясь соблазнам поступить плохо, соврать, украсть, предать и т. д. То есть с успехом выдержал испытания.
Поэтому ими — испытаниями — полна жизнь в этом мире, которую человек сначала должен прожить.
Но прохождение испытания имеет смысл и ценность — и достойно награды — только в том случае, если человек обладает свободой выбора: он мог бы решить по-другому, поступить неправильно и в той ситуации это ему было бы легче, выгоднее. Только тогда правильный выбор является его личным достижением и заслугой.
Но это значит, что возможен и неправильный выбор, человек не запрограммирован и обладает способностью выбрать неправильно. И если он действительно так поступит, то последствия должны быть соответствующими. Ведь, если и в случае неправильного выбора он обретет благо, какой тогда смысл в испытании? И какую ценность представляет собой награда праведнику, если и грешник ее получит?
Это — как если после состязания дать золотую медаль не только победившему, но и проигравшему. Не только прошедшему всю трассу до конца, преодолевая все трудности и препятствия, но и сошедшему с трассы. Это обесценит медаль.
На самом деле последняя параллель не совсем точная, т. к. здесь у нас все-таки не соревнование. И награду, действительно, могут получить все, если только каждый пройдет свои испытания. Ведь тут не одна трасса для всех, когда победить может только один, тут у каждого — свой путь и свои испытания, своя роль в жизни, которую он должен сыграть.
Но остается фактом: заслуженное благо имеет смысл только тогда, когда только так его и можно получить — заслугами. Поэтому тот, кто не заслужил, не использовал данную ему возможность, пусть пеняет на себя.
Это — во-первых.
А во-вторых, хотя в простом понимании «ад» — это место наказания грешников, на самом деле ближе к истине слово «чистилище». То есть место, где очищают.
От «грязи», которая «прилипла» к человеческой душе в результате греха. И потому этот процесс продолжается не вечно: ведь очищение производится не ради самого процесса, а ради избавления от грязи, после чего возможен и допуск к благу. Если человек заслужил и благо тоже.
Ведь большинство людей на свете невозможно однозначно определить как «хороших» или «плохих», «праведников» или «грешников». Жизнь — сложная штука, и обычно люди в принципе неплохие, но в то же время — не идеальные.
Есть у них на счету и правильные поступки, и оплошности. Да и каждый поступок обычно имеет сложную «структуру»: даже если он правильный, к нему могут быть примешаны корыстные мотивы.
В результате, с одной стороны, очень многие люди достойны получения высшего блага, но, с другой, их душа «испачкана» грехами. И в таком виде они не могут быть допущены в чистый и идеальный Будущий мир. Поэтому они сначала должны пройти через чистилище и тогда, избавившись от «грязи», смогут получить и причитающееся им благо.
Таким образом, большинство людей, попадающих в чистилище, остаются там не вечно, а только на время очищения. Мудрецы говорят (Эдуйот 2:10), что очищение продолжается двенадцать месяцев, хотя есть мнения, что меньше.
Поэтому сыновья умершего в течение года после его смерти произносят Кадиш Ятом и стараются вести молитвы, т. к. считается, что это дает дополнительные заслуги умершему и спасает его от чистилища. Так поступают сыновья любого человека, даже того, кто при жизни имел репутацию великого праведника, т. к. на самом деле никто, кроме Б-га, не знает, каково в точности состояние души человека, да и праведников Б-г судит строже — в соответствии с их уровнем.
С другой стороны, сыновья любого человека произносят Кадиш не двенадцать месяцев, а одиннадцать. Т. к. мы все-таки не предполагаем, что ему непременно понадобятся двенадцать месяцев в чистилище, что у него столько грехов. Даже если речь идет о человеке, которого при жизни считали «плохим». Ведь, опять же, только Б-г знает об истинном состоянии души и судит человека в соответствии с его уровнем и реальными возможностями.
Наконец, существуют и другие возможные сценарии того, что происходит с душой человека после смерти. Некоторым требуется исправление путем реинкарнации (гильгуль), это отдельная тема. А некоторые и вовсе оказываются недостойны обрести вечное благо в Будущем мире. Но такие поэтому недостойны и пройти через чистилище — оно им не поможет.
Хотя таких людей — конкретные примеры — мишна (Санхедрин 10:1) называет единицы и все они жили в эпоху Танаха, когда масштабы грехов, соответственно, были «библейскими». Так что посмертная судьба людей, живших в последующие эпохи, даже совершивших большие преступления, известна одному лишь Б-гу.
Конечно, трудно представить себе, что такой человек, как Гитлер, не будет «вечно гореть в аду», но в точности и его участь нам неизвестна. Можем быть только уверенными, что Б-г воздал ему полностью по заслугам.
Большинство же людей, как сказано, если и проходят через страдания после смерти, то — в целях очищения, а затем, если есть у них в «копилке» правильные действия, они получают свою вечную награду. Ибо для этого их Б-г и создал.
Да удостоимся и мы такого блага!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его