Чем Тора отличается от Библии?9 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Я изучаю Библию, Старый завет — Бытие, и хочу понять, откуда появилось разночтение Торы, ведь Старый завет — это же то же «Пятикнижие». Откуда взялась Библия и ее все нынешние переводы? Где есть взаимосвязь Торы и Библии? Понимание их различия, взаимосвязи, истинности и т.д. С. Читать дальше |
|
Если появится новый пророк, ему укажут на дверь?10 января, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Интересует следующее. В наше время нет пророчества, и ТаНаХ уже давно сформировался. Но если допустить, что когда-нибудь появится пророк или мудрец, который сможет сказать что-то новое или глубже, серьёзнее раскрыть тот или иной смысл, то не будет ли ему просто силой авторитета «указано на дверь» («Кто ты такой, чтобы?..»)? И не станет ли такой человек выступать как религиозный философ или светский учёный, без реализации на чисто религиозном поле, где всё уже занято (как, например, тот же Эйнштейн)? Вообще, допустимо ли какое-либо дополнение святых книг? А если нет, то почему? Не закрепощает ли это душу и разум? И что будет, когда придёт Машиах? Откроются ли через него врата мудрости, не открывшиеся перед Моше? Большое спасибо. Илья Читать дальше |
|
Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?3 декабря 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, почему в Танахе и еврейских первоисточниках не упоминается о празднике Ханука? У христиан, например, распространены книги Маккавеев, а у нас — тишина. С праздником, Авиталь Читать дальше |
|
Почему в Швеции собираются публично сжечь Танах?17 августа 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Весь еврейский мир следит за происходящим в Швеции. Там собираются публично сжечь Танах. Как объяснить очередной виток антисемитизма в Скандинавии? Дэйвид Читать дальше |
|
Почему в наше время не происходят чудеса, подобные тем, что описаны в Торе и в Талмуде?3 мая 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте, уважаемый раввин! Объясните, пожалуйста, почему в наше время не происходят чудеса, подобные описанным в Торе и в Талмуде. Константин. Читать дальше |
|
Во время всего пути в пустыне евреи не были обрезаны?11 апреля 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Читаю Пророков, практически в самом начале. В книге Йеошуа бин-Нуна написано, что евреи сделали обрезание только возле реки Иордан. Весь путь они были не обрезаны — но почему? И как такое возможно: еврею быть без союза с Б-гом, уже даже после получения Торы? Д. Читать дальше |
|
Почему Моше должен был взглянуть «на запад и на север, и на юг, и на восток» — именно в этом порядке?21 июля 2021 года, отвечает Рав Давид Рахлис Шалом алейхэм, глубокоуважаемые Раббаним! В Книге Дварим — глава Ваэтханан — Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну (Дварим 3:27): «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь этого Ярдэйна». У нас (моей семьи) возник такой вопрос: какая тайна заключена в этом стихе Торы? Почему Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну, чтобы он взглянул на Эрэц Исраэль — именно в таком порядке, который указан в стихе (запад, север, юг, восток), а не в другом порядке, скажем — восток, запад, север, юг или как-то в другом направлении? Чему данный порядок нас учит?! Тода раба (большое спасибо)! Шалом! Читать дальше |
|
Сколько пророков было послано на землю — евреям и неевреям?25 июня 2021 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! А сколько пророков было послано на землю — евреям и вообще? Что говорится в Торе, и, в общем, что мы, евреи, знаем о последнем пророке? Спасибо. Марк, Баку Читать дальше |
|
Почему одни книги вошли в канон, а другие — нет?18 февраля 2021 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Подскажите, пожалуйста, как устанавливался канон Писания? Какие критерии принимались во внимание? Почему одни книги вошли в канон, а другие нет? Заранее благодарю! Да благословит вас Всевышний благословением, которое обогащает и печали с собою не приносит! Читать дальше |
|
Боаз знакомится с Рут, передает ей эстафету долгожительства и умирает?25 мая 2020 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Когда-то слышал урок по «Мегилат Рут», там говорили, что Боазу на момент знакомства с Рут было 400 лет, и после этого Боаз умирает. Так ли это? Потом слышал, что Рут тоже прожила довольно долго, по крайней мере, застала своего потомка — царя Давида. Получается так (извините, если звучит как ирония). Боаз знакомится с Рут, передает ей «эстафету» долгожительства и умирает. Замечено ли это мудрецами, и что об этом говорится? Спасибо! Читать дальше |
|
Кто разделил Танах на главы и стихи?28 января 2020 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Кто разделил Тору на главы и стихи? И какая причина была? Читать дальше |
|
Можно ли голосовать за партию, идеология которой мне больше по душе?4 апреля 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я с удовольствием интересуюсь Торой, черпаю много полезной информации у вас на сайте. А вот голосовать мне бы хотелось за партию, идеология, которой мне больше по душе. Хотелось бы услышать Ваше мнение. Читать дальше |
|
Пророчества о событиях, предвещающих конец света, сбылись?1 января 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый рав, как Вы относитесь к информации о трех свершившихся пророчествах о конце света? И где в Торе эти пророчества даны? Спасибо. Вот информация: «В начале ноября 2018 года паломники наблюдали, как из Стены Плача в Иерусалиме выползла змея, напугав сидящего рядом голубя. Верующие посчитали это событие предвестием конца света. “Пока голубь чувствует себя в безопасности среди древних камней, евреям ничего не угрожает. Если же он покидает Храмовую гору, жди беды” — говорится в Торе (священной книге иудаистов). Верующие отмечают, что это событие стало третьим пророчеством о конце света, воплотившемся в этом году. В октябре израильский фотограф заметил живую рыбу в Мёртвом море. Возвращение рыбы в море, где в принципе невозможна жизнь, также является предсказанием пророка Иезекииля. А ранее — в сентябре родился телёнок красного цвета, о котором упоминалось в Торе. Красная корова у евреев также является знамением о “конце времён”». Кирилл Читать дальше |
|
Существует ли пророчество в наше время?30 октября 2018 года, отвечает Рав Яков Шуб Существует ли пророчество в наше время? Сегодня есть много людей, которые предсказывают будущее, как к этому относиться? Среди них действительно есть настоящие пророки? Читать дальше |
|
Обещания надо выполнять?20 июня 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите разобраться в следующем вопросе. Вроде бы, всё понятно: обещания надо выполнять. Что-то читал в Танахе по этому поводу, где-то в книге Мишлей это написано. Имеются, правда, жизненные обстоятельства, непреодолимые, когда невозможно в силу последних их (обещания) выполнить. Видимо, поэтому евреи часто говорят «бли недер» («без обета», т. е. «постараюсь сделать, но не обещаю»). Но вот когда речь идёт о том, что человек может исполнить обещание, но намеренно его не исполняет, это ведь вызывает раздражение. Больше того, человек может разочароваться в ближнем, который постоянно на словах обещает, но в реальной жизни так и не исполняет своих обещаний. Я спрашивал, почему так происходит. Почему такое поведение людей вызывает раздражение и разочарование? Мне сказали, что человек, который обещает и намеренно не выполняет обещания, обманывает своего ближнего. Ведь неисполненное обещание (не имеющее оправдывающих жизненных обстоятельств) — это, по сути, ложь и вызывает раздражение, даже агрессию и — бывает — разочарование. Подскажите, пожалуйста, если брать сам Танах: имеются ли там истории, показывающие, как тот, кто не исполняет своих обещаний, вызывает разочарование и даже гнев у окружающих? Ведь, я так понимаю, евреи обещали исполнить Тору, однако в какой-то момент не стали исполнять обещание, либо, видимо, плохо исполняли, и Всевышний привел на них нашествие Навуходоносора. Это если в «масштабном формате» смотреть: невыполнение мицвот (заповедей), как я понимаю, приводит к гневу Всевышнего. А вот если мы смотрим на это в «локальном формате», как это у людей? Имеются ли в Танахе соответствующие истории? Или, может быть, история Талмуда показывает нам, как невыполненное обещание приводит к весьма негативным последствиям для людей? Вообще, еврейские мудрецы проводили параллель между невыполненным обещанием и ложью? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
У кого мудрость: у людей преклонных лет или у молодых?4 января 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В книге Йова написано: «У старцев мудрость, и у долголетних разум» (Йов 12:12). Но в той же книге написано: «Не великие (возрастом) мудры, и (не) старики разумеют истину» (Йов 32:9), правда, эти слова уже говорит не Йов и не его друзья, но молодой человек Элиу, которого не удовлетворили ни слова трёх друзей Йова, ни слова самого Йова. И ещё есть одна еврейская пословица: «Седина — признак старости, а не мудрости». В обществе принято считать, что старые люди мудрее, чем те, кто помоложе. И в то же время говорят же: «Старый — что малый». Так как же всё это совместить, уважаемый Рав? И как прийти к какому-то конкретному выводу? У кого же мудрость: у людей преклонных лет или у людей молодых, если рассматривать эту ситуацию как в контексте книги Йова, так и вообще, по жизни? Ситуация с Йовом, когда оказался более прав молодой человек Элиу (и, видимо, он и оказался самым мудрым!), а не Йов и его три друга, — это исключение из правила или может так быть в жизни? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Куда делись десять колен Израиля?1 января 2018 года, отвечает Рав Мендель Агранович Шолом Алейхем, господа раввины! У меня возник вопрос по поводу колен Исраэля. А конкретно: куда они делись? Не могли бы Вы мне дать ссылки, где я могу найти информацию в ТаНаХе о них, у каких пророков или в других источниках? Информация нужна мне, чтобы рассказать историю о коленах детям (а точнее, провести занятия). Хотелось бы сделать это как можно лучше. Спасибо за внимание. А. Читать дальше |
|
О каком «новом законе» говорит пророк Ирмия?15 августа 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, о каком новом законе говорит Йирмейа (31). Тода. Д. Читать дальше |
|
Всевышний признал свой поступок ошибочным, опрометчивым?27 марта 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемые равы! Очень странный пасук (стих) в Шмуэль I (15, 11) «Сожалею Я, что поставил Шаула царем…» Как Всевышний может сожалеть? Ведь сожаление — это признание своего поступка ошибочным, опрометчивым. Но если Б-г всеведущ, то Он не может ошибаться. Этот же вопрос относится ко всем местам, где упомянуто сожаление Всевышнего. Спасибо. Читать дальше |
|
Авраам и Лот. «Налево и направо» или «на север и на юг»?4 декабря 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте! У меня вопрос по недельной главе Лех Леха. При разлуке Авраама и его племянника Лота, сказано (Берешит, 13:9): «И сказал Аврам Лоту: “Вся страна пред тобою, отделись от меня, если ты налево, я направо, а если ты направо, я налево”.» Вопрос, почему Авраам упоминает «направо и налево», не было бы более уместно говорить о «севере и юге», или «востоке и западе»? Ведь речь идет об отделении, когда каждый из них будет жить обособленно в другой части страны, что реально и произошло. Заранее спасибо, Саша Читать дальше |
|
Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора?16 ноября 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора? Р. Читать дальше |
|
Имел ли в виду пророк Йешаягу Иисуса?22 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Меня интересует книга пророка Исаии 9:1-7, потому что христиане утверждают, что это об Иисусе из «Нового завета» и приводят это и другие места из пророков. Лично я не верю в «Новый завет», но такие места меня вводят в недоумение. С ув.,Серж Читать дальше |
|
Всевышний хотел, чтобы царь Хизкияу умер, не успев совершить греха?16 августа 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день, Квод ха Рав. Спасибо огромное за то, что вы делаете. Этот сайт стал для меня неким руководством по исправлению своих путей и, дай Б-г, ещё для многих людей кроме меня. У меня вопрос следующего характера: царь Хизкияху должен был умереть. Однако, когда он помолился, Б-г даровал ему дополнительные годы жизни. А Хизкияху, в свою очередь, согрешил, выставив напоказ все свое богатство. Может ли быть такое, что Б-г, зная наперед о прегрешении праведника, забирает его, дабы сохранить его душу и его потомство от греха? И не является ли грехом то, что Хизкияху обрадовался тому, что беда настигнет его потомство, а не его самого? С уважением, Евгений Читать дальше |
|
Что нужно знать о Пророках, входящих в Танах?16 мая 2016 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Хотелось бы побольше узнать о книгах Пророков, входящих в состав Танаха. Где можно почитать об этом на русском языке? Заранее благодарю, Владимир Читать дальше |
|
Есть ли в Торе пророчества о Холокосте?8 мая 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин, у меня к вам несколько вопросов: 1.Что иудаизм думает о Холокосте? 2.Имеются ли в Торе какие-нибудь пророчества по поводу Холокоста? Сергей, Москва Читать дальше |
|
Почему, когда евреи захотели поставить над собой царя, Б-г сказал, что народ отверг Его?15 марта 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте! Почему, когда Израиль просил царя как у прочих народов, Бог сказал Самуилу, что народ отверг Его? Что под этим подразумевалось? Читать дальше |
|
Что написано в Тэилим 110? И как правильно звучит имя Бога?20 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В псалмах царя Давида — Теилим 110 — написано следующее: «Слово Йеговы к Адонаю моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих… Клялся Йегова и не раскается: ты священник вовеки, по слову Моему, — (как) Малкицэдэк». Кого царь Давид назвал Адонаем, которого Йегова сделал священником навеки, как Малкицэдэк? Речь явно не о самом Давиде, ведь он не был священником. Е. Читать дальше |
|
Что означает имя, приводимое в книге пророка Йешаяу (9, 5)?10 ноября 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! У пророка Йешаяу (9:5) написано: «и наречено имя ему Пэле-йоэйц-эйль-гиббор-авиад-сар-шалом». Скажите, пожалуйста, как это имя будет по-русски. Что оно означает? Н.? Читать дальше |
|
Почему царь Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним?4 июня 2015 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом, уважаемый рав! В Книге Шемуэйл I сказано: «(40) И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним? Спасибо! Коль брахот! А. Читать дальше |
|
Почему предпочитают учить Талмуд, а не Пророков?22 мая 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Не пойму, почему в йешивах учат все время Гмару, а книги Пророков не учат? Мне больше по душе изучение ТАНАХА, должен ли я учить Гмару? Читать дальше |
|
Вредно ли гордиться собой?20 апреля 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Раввин! Шалом. Скажите, пожалуйста, что для нас сегодня означает смирение? Пока Шауль был маленьким в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним, но со временем гордость наполнила его сердце и он перестал быть послушным Б-гу. Какой вывод мы можем сделать об этом сегодня, и чем нам может быть полезна данная история? Спасибо. Сергей Читать дальше |
|
Почему пророк Элиша проклял отроков?10 марта 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему пророк Элиша проклял отроков? То, что вышли медведицы и убили отроков, — это ведь следствие проклятия? Неужели это только из-за того, что отроки дразнили пророка плешивым? Н. Читать дальше |
|
Мухаммед упомянут в Торе?8 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В общении с мусульманами мне сказали, что в Торе говорится о пророке Мухаммеде. Ссылаясь на Песнь Песней Царя Шломо. «שיר השירים», פרק «ה» Есть в конце данной части слово «מַחֲמַדִּים». Так вот они утверждают что это говорится о Мухаметдине — Мухамеде. Если вам не сложно, дайте мне объяснение данному стиху. Мне тяжело дословно перевести данный текст. Большое вам спасибо заранее Читать дальше |
|
Когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет?4 января 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, ув. рав! Скажите, пожалуйста, когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет? Или тот завет, который был заключен при выходе из Египта, вечен и не будет изменен? Заранее благодарю! Михаил Читать дальше |
|
Какой смысл или основную мысль хранит в себе Песнь Песней?1 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Кто она, загадочная и прекрасная Шуламит, в которую был влюблён царь Шломо? Какой смысл или основную мысль хранит в себе шир ха-ширим? Читать дальше |
|
Почему Танах «злословит» о праведниках8 декабря 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Я сейчас в очередной раз учу Танах, прослушивая лекции. В начале обучения каждый рав подчеркивает, что ни в коем случае нельзя понимать буквально все проступки и различные грехи наших великих предков, которые описаны в Танахе в большом количестве. Ведь они находились на очень высоком уровне, и о них в принципе нельзя думать плохо. А о главных героях Танаха так думать и подавно нельзя, и на самом деле они никаких описанных в Танахе грехов не совершали, а было что-то очень отдаленно напоминающее бледную тень от тени указанного проступка, которая обычному еврею и в вину бы вообще не вменялась! Но, к сожалению, часто эти объяснения меня не очень удовлетворяют, оставляют много вопросов и впечатление притянутости «за уши»… А кроме непонятностей по каждому отдельному объяснению остается непонятным главный общий вопрос: если на самом деле все было не так, как написано в Танахе, и никак таких страшных поступков герои не совершали, то зачем Танах поливает грязью невиновных людей, обвиняя их в таких тяжелых грехах? Иудаизм столько уделяет внимания запрету на лашон ара (злословие), а тут оно в большом количестве в самых разнообразных проявлениях? И все это пророчество? И это пророчество учит нас с пониманием относиться к написанному лашон ара? Ну почему нельзя было обойтись более мягкими формами? Почему нельзя было написать, что-то типа того, что пишут комментаторы? В общем, не знаю… у меня на основании написанного в Танахе и многих других исторических источников более поздних периодов, сложилось впечатление, что, видимо, все описанное в Танахе таки правда, и описанные проступки в большинстве своем таки да совершили герои Танаха, НО! От этого они не стали менее праведными и менее великими. Просто для своих поколений они действительно были великими праведниками и сильно выделялись на фоне общего уровня народа. Те поколения были великими и делали огромные шаги. Мы сегодня по сравнению с ними лилипуты и продвигаемся буквально на миллиметры. Но благодаря работе всех предыдущих поколений, сегодня мы находимся на гораздо более высоком уровне, и мудрецы побоялись, что с нашего уровня мы не разглядим величия героев Танаха и отнесемся к ним с пренебрежением, читая об их поступках, многие из которых для нас сегодняшних выглядят очень неприглядно. И поэтому мудрецы пытались создать у нас впечатление, что все написанное в Танахе нужно понимать не так, как написано, а совсем иначе… Скажите, пожалуйста, соответствует ли мое впечатление иудаизму (хотя бы мнению кого-то из раввинов) или оно полностью неверное, и имеется совершенно другое объяснение? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Как понимать пророчество о приходе Машиаха?20 августа 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Вопрос касается пророчества Даниила о сроке прихода Машиаха. «Время, времена и полвремени», как дословно, буквально переводится каждое из этих слов? Действительно ли «времена» написано в так называемом двойственном числе? На арамейском, на иврите? А так же, как трактуются упомянутые там числа 1290 дней и 1335 дней. Дело в том, что в христианстве есть свой ответ, основанный на Откровении, где «время, времена и полвремени» равно 1260 дням, что по их словам говорит о приходе их Мессии, и этот ответ весьма привлекательный и точный. Хотелось бы узнать точный и удовлетворительный еврейский ответ. Спасибо. Читать дальше |
|
«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?26 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей Читать дальше |
|
Гидон испытывал Б-га вопреки запрету? Требовал от Него доказательств?2 июня 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом, уважаемый рав. Хотел у вас уточнить вопрос, что значит «испытывать Бога»? Ведь в книге Дварим 6:16 написано: «Не испытывайте Господа, Бога вашего, как испытывали вы в Массе». Однако в книге Шойфтим Гидон говорит (ангелу): «…если я обрел милость в очах твоих, то сделай мне знамение, что ты говоришь со мною. Не уходи же отсюда, доколе я не приду к тебе и не вынесу дара моего, и не предложу тебе. И сказал он: я останусь до возвращения твоего» (Шойфтим 6:13-21). Получается, что Гидон-то испытывал Бога, раз требовал доказательств благости и расположения Всевышнего к еврейскому народу? И ведь на этом Гидон не остановился. Он и дальше как бы «испытывал» Всевышнего: «Если Ты намерен спасти Исраэйль рукою моею, как Ты говорил, То вот, я ставлю стриженую шерсть на гумне: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то знать буду, что спасешь рукою моею Исраэйль, как Ты говорил» (Шойфтим 6:36, 37). И ещё раз он совершает подобное: «Не прогневайся на меня, если еще раз скажу: еще на сей раз испытаю по шерсти: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. И сделал Бог так в ту ночь; и было сухо только на шерсти, а на всей земле была роса» (Шойфтим 6:39, 40). Как объяснить поведение Гидона? Это слабость веры Гидона во Всевышнего, или он просто испытывал Всевышнего? Но ведь пророк Моше запретил испытывать Всевышнего? Получается, что есть исключения? Имеет ли этот эпизод из ТаНаХа какое-то практическое значение для каждого человека? Можно ли поступать в жизни как Гидон, если сомневаешься в существовании Создателя, просить в молитве дать знамение? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Надо проявлять милосердие к врагу? Почему же Давид завещал убить Шими, сына Гэйры?20 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, квод рабаним. Изучая книгу Пеле Иоэц, я увидел такую фразу: «Но чтобы уподобиться Ему, Благословен Он, необходимо проявлять милосердие и жалость даже к врагу, желающему тебе зла. Даже если он человек, дурно поступающий, который ведёт себя вызывающе по отношению к тебе, не отстраняйся от проявления доброты, сострадания и милосердия, даже если он использует твоё благодеяние во зло тебе, так же, как Всевышний, Благословен Он, поступает со своими творениями». С другой стороны, в книге Млахим написано про то, как царь Давид завещает перед смертью: «И вот (еще) у тебя Шими, сын Гэйры, Бинйаминянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием в день, когда я шел в Маханаим, но сошел навстречу мне к Ярдэйну, и я поклялся ему Господом, сказав: “Я не умерщвлю тебя мечом”. А ныне ты (не считай) его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как тебе поступить с ним, и сведи седину его в крови в преисподнюю». Как можно разрешить кажущееся противоречие между этими двумя вещами? Или это рекомендация, которой не обязательно следовать, и можно быть абсолютно праведным и близким к Творцу человеком, как был царь Давид, и не следовать этому принципу? Зеев Читать дальше |
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?