Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как понимать пророчество о приходе Машиаха?

Темы: Христианство, Конец времен, Танах, Машиах, Пророки, Даниэль, Значение слов в Торе, Натан Агрес, Мессианский иудаизм

Отложить Отложено

Шалом! Вопрос касается пророчества Даниила о сроке прихода Машиаха. «Время, времена и полвремени», как дословно, буквально переводится каждое из этих слов? Действительно ли «времена» написано в так называемом двойственном числе? На арамейском, на иврите? А так же, как трактуются упомянутые там числа 1290 дней и 1335 дней. Дело в том, что в христианстве есть свой ответ, основанный на Откровении, где «время, времена и полвремени» равно 1260 дням, что по их словам говорит о приходе их Мессии, и этот ответ весьма привлекательный и точный. Хотелось бы узнать точный и удовлетворительный еврейский ответ. Спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

В нем Вы затрагиваете одну из самых фундаментальных тем в Иудаизме — приход Машиаха и конечное избавление еврейского народа.

Действительно намеки на это содержатся в книге Даниэля (см. там 7:25 8:14 и всю гл.12), причем на первый взгляд там упоминаются разные сроки не связанные друг с другом. Выражение, которое Вы привели: «время, времена и полвремени», фигурирует дважды. Первый раз (7:25) на арамейском языке, на котором написана большая часть всей книги Даниэля, а второй (12:7) — на иврите. На арамейском используется слово «идан» — время, срок (сегодня оно вошло в современный иврит), а на иврите «моэд», что означает то же самое. Дословный перевод звучит примерно так «до срока сроков (или до времени времен) и половина».

Говоря о «весьма привлекательном и точном» христианском ответе, Вы почему-то не учли его полное несоответствие остальному контексту. Ведь в начале 12 главы ясно сказано, что к этому времени народ Даниэля, т.е. еврейский народ, удостоится спасения от всех невзгод, и многие из мертвых «проснутся», кто для получения вечной жизни, а кто для вечного наказания. А в 7 гл. сказано, что к этому времени еврейский народ полностью избавится от ига своих ненавистников и порабощающих его царств. Поэтому очевидно, что приход их лже-мессии никак не связан с этими пророчествами.

И еще, во фразе 1290 дней и 1335 дней (см. 12, 11-12), использовано слово «ямим», что действительно обычно значит дни (от йом — день), однако иногда под «ямим» Писание подразумевает годы, и именно так поясняет здесь комментарий Раши и многие другие (см. еще Мецудат Давид).

Что же касается «точного и удовлетворительного еврейского ответа», кажется, что он черным по белому изложен в самом тексте этого пророчества. Приведем укороченную цитату (12, 4-12): «И спросил (один из ангелов) у облаченного в лён, доколе срок избавления? И услышал я (Даниэль), как поклялся он Живым Б-гом, что к времени времен и половина, и когда истощится сила святого народа (евреев), придут все эти (сроки). И слышал я, но ничего не понял, и спросил (у облаченного в лён), (поясни) когда конец их? И ответил мне: иди Даниэль (т.е. перестань пытаться вычислить их, Мальбим), ибо скрыты и запечатаны они до времени конца (до времени конечного избавления), (а до этого времени) выяснятся и выбелятся они и многие будут испытаны, и согрешат грешники и не поймут, а понимающие поймут».

Раши поясняет смысл последней фразы так: многие попытаются вычислить эти даты, и когда прийдет то время, а избавления не наступит, согрешат грешники, говоря, что раз не пришел Мессия в этот срок, то уже вообще не прийдет. А понимающие поймут, что это они ошиблись в вычислениях, и обещание Всевышнего исполнится позже. По этой же причине мудрецы Талмуда очень негативно относились к подобным вычислениям, до такой степени, что даже наложили проклятие на того, кто занимается ими (см. Санэдрин 97б).

Комментаторы подчеркивают, что если сам Даниэль не смог понять и постичь этого срока, что скажем мы после него. Более того, даже та информация, которая была ему открыта, была записана в скрытом виде, как приказал ему ангел (12:4): «А ты Даниэль скрой это и запечатай книгу до времени конца».

Но если так, то почему вообще были записаны какие-то данные? Ответ опять же, в самом тексте: «до времени концовки» — т.е. с приближением этого времени, будет возможным понять, о чем идет речь, а также уже после избавления станет ясно, что этот срок уже был здесь предсказан. А это чрезвычайно важный момент, проясняющий, что Всевышний «предвидит конец уже от самого начала», и Его направляющая рука вела весь процесс истории от ее истоков вплоть до победного конца!

Тем не менее, как и предсказало Писание, с тех пор были предприняты многочисленные попытки вычислить сроки прихода Машиаха, и многие из них уже прошли! Стоит подчеркнуть, что не следует считать подобные вычисления полностью ошибочными, т.к. на самом деле есть два возможных срока избавления. Конечный срок, который в любом случае наступит вне зависимости от духовного состояния нашего народа (и это случится еще до истечения шести тысяч лет, сегодня мы уже в 5774 году от сотворения мира). И вторая возможность — ускорить избавление посредством всеобщего духовного подъёма, что может произойти фактически каждый день (Шир а-Ширим Рабба гл. 8).

Но есть и особо «благоприятные» сроки, когда такая возможность особенно близка к реализации, и именно на них намекают подобные вычисления, и, если прошел срок, а изменений нет, то причина тому — не ошибка в подсчетах, а недостойный духовный уровень нашего народа. По этой же причине, когда речь идет о возможном сроке, а не о конечном, на это не распространяется проклятие мудрецов (Маараль в книге Нецах Исраэль гл. 44).

Кстати, обычно в такие «несбывшиеся» даты случались очень печальные события для нашего народа. Нереализованная возможность раскаянья, всегда влечет за собой большую претензию и наказание.

Наша же задача состоит в уповании на Всевышнего и терпеливом ожидании прихода его Мессии. Как пишет Рамбам в своих известных 13-и основах веры (основа 12): «Даже если задерживается он, жди его в любой день, когда прийдет!» Сама заслуга такого верного ожидания имеет большое влияния на ускорение этого процесса. Тем более сегодня, когда почти все признаки конца дней уже сбылись, и события развиваются с невероятной быстротой, изо дня в день, приближая описанное пророками и мудрецами конечное избавление нашего народа.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме

Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу?

Рав Натан Агрес

Как подготовиться к субботе?

Можно ли вычислить время прихода Машиаха?

Журнал «Мир Торы»

Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»

Пророчество

Рав Эйтан Лембергский

То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.

Почему женщина была создана из ребра Адама?

Рав Натан Агрес


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше