Темы: Танах, Предсказание, Пророчество, Катастрофа, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый раввин, у меня к вам несколько вопросов:
1.Что иудаизм думает о Холокосте?
2.Имеются ли в Торе какие-нибудь пророчества по поводу Холокоста?
Сергей, Москва
Здравствуйте, уважаемый Сергей!
1. Рассуждая на тему Холокоста, надо быть осторожными. С одной стороны, чтобы не впасть в ересь, как, к сожалению, поступают многие, противореча сами себе — ведь если отрицать существование Хозяина мира, то не к кому предъявлять и претензии. С другой стороны, есть искушение заявить, что мы все понимаем и легко можем объяснить — евреи грешили и Всевышний их наказал. Только надо учитывать слова пророка Йешаяу: «Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, — слово Г-спода» (55:8). Вряд ли простой смертный может претендовать на полное понимание того, что и почему делает Всемогущий. Но и отказаться от размышлений на эту тему мы не имеем права, так как сама Тора дает нам ключи — если не к пониманию того, как Творец управляет миром, то к пониманию того, как нам надо себя вести. Наши мудрецы сказали: все, что делает Всевышний, к лучшему. Это не просто утешительная фраза, а одна из основ нашего мировоззрения. Мы не допускаем ни на миг, что Б-г может сделать что-то несправедливое, но мудрецы говорят более того: Б-г не делает ничего, что было бы нам не во благо. И если Он наказывает нас, то это, в конечном счете, должно привести к исправлению — мира или нашей души, мы не можем точно знать. Но точно можем знать, что у Всевышнего хранится столько добра, что хватит на всех. Парадоксально, но на основании сказанного мы можем заявить, что чем страшнее испытания, которым мы подвергаемся в этом мире, тем безграничнее благо, которое ждет нас в результате — если оно стоит таких страданий. А оно стоит, ибо иначе было бы несправедливо. Причем рассуждение это верно, независимо от того, погибло несколько миллионов людей или один невинный ребенок…
2. Не всегда можно точно указать, что именно из написанного в Торе касается тех или иных событий, но известно, что Творец «предвидит» всю историю человечества и в Торе есть намек на все события. Читая в главе Ки Таво предупреждение о том, что ждет наш народ в случае отхода от Торы, можно обнаружить несколько очень знакомых моментов.
Пишет рав Зильбер, благословенна память праведника, в своей книге «Пламя не спалит тебя» :
А вот как описывает Тора грядущее завоевание Страны Израиля римлянами: «Пришелец, который [поселится] среди вас, будет возвышаться над тобою [все] выше и выше, а ты станешь опускаться [все] ниже и ниже» (Дварим, 28:43). И что же? Римские чиновники, поселившиеся в Эрец-Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Подобно всем другим пророчествам исполнилось и это.
«Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит [этот] народ, языка которого ты не поймешь» (Дварим, 28:49). И тут речь идет о римлянах — народе, жившем далеко от Эрец-Исраэль, народе, чьим символом был орел, народе, языка которого евреи не знали. Изгнание же десяти колен Израиля Ассирией и евреев Иудеи Вавилоном было осуществлено народами, близкими географически, народами, чьи языки были знакомы нашим предкам. Здесь же говорится о народе «…наглом, который не уважит старика и юношу не пощадит. И съест он приплод скота твоего и плоды земли твоей, пока не разорит тебя и не оставит тебе ни зерна, ни вина, ни оливкового масла, ни приплода овец твоих, — пока не погубит тебя [окончательно]. И вытеснит он тебя из всех городов твоих по всей твоей стране, которую даст тебе Г-сподь, Б-г твой…» (Дварим, 28:50—52).
«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим» (Дварим, 28:36). Прежде всего в этом пророчестве бросаются в глаза непонятные слова: «…которого поставишь над собой». Евреям не надо было никого над co6oй «ставить»: все цари Иудеи происходили из рода Давида, помазанного на царство пророком Шмуэлем по приказу Б-га, и потомству его Всевышний дал власть над народом Израиля навечно. Смысл этого выражения станет ясен, если мы вспомним, что Агриппа, правитель Иудеи во времена Второго Храма, не был потомком Давида, происходил из прозелитов и не был достоин быть царем. Евреи «поставили» его над собой в нарушение закона Торы.
Диву даешься, с какой точностью все предсказанное в Торе исполнилось и продолжает исполняться до сих пор; и длится это не год, не десять лет и даже не столетие (что можно было бы попытаться объяснить случайным совпадением), 1900 лет!
«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли», — предсказывает Тора (Дварим, 28—64). До самого последнего времени это пророчество исполнялось лишь частично: в основной своей массе евреи жили в странах Африки, Азии и Европы. И лишь в XX веке, спасаясь от фашизма, евреи проникли в самые отдаленные уголки планеты: в Австралию, Новую Зеландию, Океанию…
Исследователи, занимающиеся «критикой» Библии (то есть Танаха), пытались доказать, что Тора написана уже после изгнания евреев из Эрец-Исраэль, что уже совершившиеся исторические факты выдаются в ней за предвидение будущего пророками древности. Приверженцам этой теории достаточно было бы взять в руки Септуагинту — перевод Торы на греческий язык, выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами во время правления греков, задолго до прихода римлян в Эрец-Исраэль, — чтобы убедиться в ошибочности своей концепции. Находки последних десятилетий: свиток Торы из Масады, кумранские рукописи — неопровержимые доказательства древности и истинности Письменного Закона.
Известно, что основатели «тысячелетнего Рейха» заимствовали римскую символику, и то, как они относились к старикам и детям… Так что вполне можно увидеть в том, что произошло, исполнение и этого пророчества. Также в главе Аазину, в которой, согласно Виленскому Гаону, есть намеки на наше время, есть очень странные предсказания. Например, рассмотрим этот отрывок (Дварим 32, 22—25):
«Ибо возгорелся пламень гнева Моего, жжёт до глубины преисподней
и пожирает он землю и плоды её, и опаляет основания гор.
Нашлю Я множество бедствий на них, стрелы Мои истощу на них.
Истощены будут голодом, истреблены горячкою и мором лютым (кетэв мэрири);
и зуб звериный нашлю Я на них, и яд ползучих гадов.
Извне будет губить меч, а в домах — ужас:
И юношу, и девицу, грудного младенца и поседевшего старца»
Каждый может сам увидеть намеки на то, что происходило во время Катастрофы. Но что такое «истреблением горьким»? Это сочетание — кетэв мэрири — встречается в Танахе всего несколько раз. И некоторые комментаторы эпохи ришоним объясняют его, как… ядовитый газ. Причем в то время не было никакого объяснения этому комментарию, может, поэтому даже более понятным был комментарий Раши: «Вэ-кетэв мэрири. Истребление бесом, чье имя Мерири. Катав — истребление, искоренение, подобно “Где мор твой (катавха), преисподняя?” [Ошеа 13, 14]». Но в наше время, к сожалению, можно понять и других комментаторов…
В заключение заметим, что в 30-х годах в Советском Союзе выпускался верноподданнический журнал на идиш, и однажды там было опубликовано «стихотворение» под названием «Упрек». Смысл его был таков: вот, мол, пугали нас все века Небесными карами, а мы, советские евреи, нарушаем всю Тору и живем припеваючи. Ну и где же Б-г со Своими страшными пророчествами?
Где же был Б-г (как принято вопрошать в наше время), мы знаем.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Ашер Кушнир
Мирьям Климовская
Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Ехезкель Ляйтнер
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Почему было уничтожено такое огромное количество нашего народа?
Неизвестный автор
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Вопреки всем объективным обстоятельствам в гитлеровском и сталинском аду Провидение уберегло и освободило самых выдающихся знатоков Торы Старого Света. Их последующее влияние фактически преобразило лицо мирового еврейства.
Мирьям Климовская
Многие люди спрашивают: «Где был Б-г во время Катастрофы? Как Он смог допустить гибель стольких невинных и праведных людей?» Но все события, происходившие в то страшное время, были предсказаны Им тысячи лет назад. Достаточно открыть Тору, чтобы понять: Он только выполнял Свое обещание, как бы это ни было больно осознавать. Но вместе с Катастрофой были также предсказаны пути спасения от нее и возмездие палачам…
Рав Ефим Свирский
Неизвестный автор
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его