Темы: Мудрецы, Тора и наука, Танах, Философия, Устная Тора, Письменная Тора
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Интересует следующее. В наше время нет пророчества, и ТаНаХ уже давно сформировался. Но если допустить, что когда-нибудь появится пророк или мудрец, который сможет сказать что-то новое или глубже, серьёзнее раскрыть тот или иной смысл, то не будет ли ему просто силой авторитета «указано на дверь» («Кто ты такой, чтобы?..»)?
И не станет ли такой человек выступать как религиозный философ или светский учёный, без реализации на чисто религиозном поле, где всё уже занято (как, например, тот же Эйнштейн)? Вообще, допустимо ли какое-либо дополнение святых книг? А если нет, то почему? Не закрепощает ли это душу и разум?
И что будет, когда придёт Машиах? Откроются ли через него врата мудрости, не открывшиеся перед Моше? Большое спасибо. Илья
Здравствуйте, Илья!
Спасибо за Ваш вопрос!
Действительно, надо разобраться. С одной стороны, мы знаем: Тора неизменна. По-другому и быть не может, ведь Тора должна оставаться Б-жественным учением. Если каждый встречный будет излагать свои мысли, утверждая, что это и есть Б-жественное откровение, понятно, к чему это приведет. В конце концов, каждый обзаведется своей собственной «торой», не имеющей никакого отношения к оригиналу.
Кстати, мы уже видели в истории немало примеров этому. Когда появляется некто и приносит миру «новый вариант» слова Б-жъего. Так возникали новые религии, так отделялись секты от классического иудаизма.
С другой стороны, раввины и мудрецы всех времен и до сего дня совершают открытия во всех областях Торы. И никто камни в них не кидает. Наоборот, их работы становятся неотъемлемой частью нашей Торы. В течение еврейской истории написано море рукописей, издано невероятное количество книг, статей, респонсов (ответов раввинов) и «чего только не». Галаха — Закон, Агада — притчи, истории, иносказания, Мусар — этика, Ашкафа — мировоззрение Торы, комментарии к Писанию, Хасидут, Каббала и т.д. Нет области Торы, в которой мудрецы не сказали бы своего слова.
Более того, новые открытия в Торе появляются каждый день без исключения. Сегодня каждый глава ешивы дает урок Торы, на котором должно прозвучать что-то новое, что до него никто не сказал. Иначе — какой же он рош-ешива?
Сотни учеников ешивы ждут с нетерпением «Шиур Клали» («общего урока»), чтобы «проглотить» очередной «хидуш» (новое прочтение, открытие) учителя. Конспектируют, обсуждают, спорят, доказывают и опровергают услышанное. Это и есть Тора, которой они дышат, Тора 21-го века. И, одновременно, это та неизменная Тора Всевышнего, которую Моше получил на Синае из Его уст.
Явное противоречие, не так ли? Как это возможно?
Ответ в том, что, даруя Тору, Всевышний не «запечатал» ее на веки вечные, но оставил возможность мудрецам каждого поколения дополнять и развивать учение. Суть Торы, ее основы всегда остаются неизменными, но это не исключает возможность появления нового. В этом — уникальность Устной Торы (в отличие от Танаха — Торы Письменной) Всевышнего. Она преобразуется и формируется вместе с еврейским народом.
Тора передается из поколения в поколение, через одну историческую эпохи в другую. Причем в каждый период она переживает особый этап своего пути, принимает иную форму, соответствующую данной эпохе. Подробнее об истории передачи Устной Торы можно прочитать в книге «От Синая до наших дней» рава М. Пантелята. Эту книгу, по моему скромному мнению, должен обязательно прочитать каждый, кто хочет получить правильное представление о Торе.
Тору можно сравнить с большим деревом. У дерева крепкие корни, широкий ствол, тяжелые ветви, определяющие его высоту, размах и форму кроны. Но есть и небольшие веточки, есть листья, цветы, плоды.
Можно взять черенок от дерева, срезать и посадить отдельно. Он пустит корни и станет новым самостоятельным деревом. Но когда на большом дереве появляется новый маленький листок, этот лист питается его соками и он — неотъемлемая часть дерева. Несмотря на то, что корням дерева много-много лет, а листику — только один день, они — единое целое.
Подобно дереву, Тора имеет неизменные корни и ствол — это Традиция, передаваемая мудрецами со времен Синайского откровения. Это то, что позже было записано в Мишне, Мидрашах и других ранних источниках иудаизма. Это — основа основ. Но есть в Торе и части, «выросшие» позже: Талмуд комментирует и поясняет Мишну, ришоним («первые», «ранние» комментаторы)[i] поясняют Талмуд, ахроним («последние» комментаторы)[ii] — раскрывают сказанное ришоним. Это — ветки, листья и цветы, которые придают особую красоту всему дереву.
Тут мы подходим вплотную к вопросу, где проходит граница между «нашим» и «чужим». Что считается открытием в Торе, а что — «кфира», искажение Традиции и шаг в сторону. Правило следующее: чтобы открытие было «засчитано», оно не должно противоречить словам мудрецов предыдущих поколений.
Этот постулат — не только дань уважения великим умам прошлого. Здесь заложено гораздо больше. Чтобы это понять, необходимо объяснить принцип «йеридат а-дорот» — снижение духовного уровня поколений.
В каждом поколении есть «большие люди» — те раввины, мудрецы Торы, которые достигли максимальных знаний и, соответственно, высшего авторитета среди изучающих слово Б-га. Интересно, что они все как один свидетельствуют о том, что знания и сила мысли их учителей (т.е. предыдущих, ушедших поколений мудрецов) были на порядок выше их собственных. До такой степени, что они просто чувствуют себя несостоятельными оспаривать сказанное учителями.
Так это сейчас, и так было всегда. Любой, кто прикоснулся к трудам иудаизма, видит, что мудрец Талмуда никогда не будет оспаривать сказанное в Мишне. Работы эпохи «ришоним» только комментируют Талмуд, но не спорят с ним. Шульхан Арух[iii] анализирует и объясняет труды ришоним, но никак не противоречит им и т.д.
Принцип «йеридат а-дорот» определяет четкие рамки постижения Торы. Невозможно написать новый Талмуд. Невозможно заменить труды Рамбама[iv], а-Гро[v] или Хазон Иша[vi]. Нет у нас никакой возможности оспаривать мысль гигантов прошлого. Как правило, нужны годы учебы, чтобы только научиться понимать их книги.
Из сказанного следует вывод: только тот, кто перенял у своих учителей аппарат постижения наших книг, проникся «духом» — принципами учебы — и отлично ориентируется во всей Устной Торе, может совершать открытия в ней. В обратном случае, то новое, что он излагает, — возможно, интересно, возможно, умно, но, к сожалению, к Б-жественной Торе отношения не имеет.
С уважением, Нохум Желязник
[i] Законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 века.
[ii] Мудрецы и комментаторы периода, начавшегося изгнанием евреев из Испании (конец 15 века) и продолжающегося по сей день.
[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.
[iv] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[v] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.
[vi] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Мирьям Климовская
Распространённое среди светской публики мнение, - что к вере в Б-га приходят люди, которым не везёт в жизни, - содержит в себе долю правды...
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Замир Коэн
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Бенцион Зильбер
Моше писал под диктовку или сам?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
В связи с чем произошли перемены в языке?
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?