Невухаднецар (Навуходоносор) — вавилонский царь, разрушивший Первый Иерусалимский Храм и изгнавший евреев в Вавилонию. Согласно Устной Торе, был потомком царя Шломо (Соломона) от царицы Савской. В Талмуде (трактат Псахим) приводится также мнение о том, что предком Невухаднецара был Нимрод.
Оглавление
Вавилонская империя при Невухаднецаре [↑]
Невухаднецар (Навуходоносор Второй) — царь X-ой Нововавилонской (халдейской) династии. Завоевал Заречье (страны между рекой Эфрат и Средиземным морем), Эдом, Амон и Моав — территории, находившиеся прежде под контролем Египта. Победа Невухаднецара над Египтом была «закреплена» его браком с египетской царевной Нейтакерт (Нитокрис). Он также подчинил Цор (Тир) и воздвиг мощные оборонительные сооружения против Мидии (Мидийскую стену). В его царствование Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря.
Победоносные войны и захват множества пленных превратили Вавилонию в сильную процветающую державу. При Невухаднецаре строились монументальные дворцы, дороги, бассейны для орошения, военные укрепления, а также культовые сооружения — для поклонения идолам.
Вторжение Невухаднецара в Иудею [↑]
В ходе войн с Египтом Невухаднецар установил контроль над Иудеей. Иудейский царь Йеояким (Иоаким) покорился и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима.
Однако, в 3319 году (441 г. до н. э.) из-за восстания, вспыхнувшего в Иудее, войска Невухаднецара напали на Иерусалим и захватили Йеоякима в плен. Из Иерусалима в Вавилонию была переселена также еврейская духовная элита — мудрецы Торы. После Йеоякима царем стал его сын Йехония.
В 3327 году (433 г до н. э.) Невухаднецар вновь вошел в Иерусалим, сместил Йехонию, переселил его в Вавилонию вместе с семьей и еще десятью тысячами евреев, а его дворец разграбил. В Вавилонию была увезена храмовая утварь из Иерусалимского Храма. Над евреями, оставшимися в Иерусалиме, Невухаднецар поставил царем Цидкияу (Седекию).
Осада Иерусалима и разрушение Первого Храма [↑]
Через несколько лет бунт против вавилонского правления разразился с новой силой и был подавлен войсками под руководством полководца Невузарадана. В Млахим (Книге Царств) читаем: «И вот, на девятом году царствования [Цидкиягу], в десятом месяце, на десятый день [т. е. 10 тевета] пошел Невухаднецар, царь Вавилона, он и его войско, против Иерусалима и расположился станом вокруг него; и построили вокруг него осадную стену. И был город в осаде до одиннадцатого года [царствования] царя Цидкияу. На девятый день четвертого [месяца — тамуза] голод в городе усилился и не стало хлеба у народа. И проломлена была стена города…» (Млахим II 25:1-4).
10 ава 3338 года (422 г до н. э.) стены Иерусалима были разрушены, Храм и все здания сожжены, а жители угнаны в Вавилонию (см. Ирмияу 52).
Царь Цидкияу пытался бежать, но был схвачен, ослеплен и уведен в Вавилонию, а сыновья его убиты.
В память об этих событиях было установлено три поста: пост 10 Тевета (начало осады Иерусалима Невухаднецаром), 17 Тамуза (была проломлена городская стена и вражеские войска вошли в город) и 9 Ава (начал гореть Храм).
Невухаднецар — орудие Б-жьей кары [↑]
В Талмуде (Йома 9) сказано: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие».
Живший в то время пророк Ирмияу (Иеремия) безжалостно обличал евреев. В его пророчествах Невухаднецар предстает орудием Б-жьей кары. Ирмияу пророчествовал о завоевании Иерусалима Вавилонией и безуспешно призывал царя и народ Иудеи не оказывать сопротивления Невухаднецару. Не вняв предупреждениям пророка, евреи подняли восстание, окончившееся разрушением Храма и вавилонским изгнанием.
Невухаднецар и пророк Ирмияу [↑]
В мидрашах сообщается о том, что изначально Невухаднецар был праведным и богобоязненным, но не выдержал жизненных испытаний и стал идолопоклонником. В юности — еще до восшествия на престол — он дружил с пророком Ирмияу и в дальнейшем продолжал относиться к нему с большим уважением.
Как было упомянуто, Ирмияу — на основании полученных им пророчеств — призывал евреев не сопротивляться Невухаднецару. Его заподозрили в том, что он действует в интересах противника, и посадили в тюрьму. Когда началась осада Иерусалима, царь Цидкияу приказал привести пророка и спросил его, как следует поступить. Ирмияу посоветовал сдаться и был брошен в яму с известью, откуда спасся чудесным образом.
После сожжения Храма Ирмияу хотел разделить участь пленников, но Невухаднецар приказал не причинять ему зла и пригласил в свой дворец как почетного гостя. Однако пророку был голос Свыше, приказавший ему вернуться и утешать евреев, оставшихся в Иудее.
Он пришел в поселение Мицпа, к северу от Иерусалима, где была небольшая еврейская община во главе с поставленным вавилонянами наместником Гедальей. Вскоре заговорщики, возглавляемые Ишмаэлем бен-Натанией, убили Гедалью и разгромили охранявший его вавилонский гарнизон. Опасаясь гнева вавилонян, евреи бежали в Египет. Ирмияу призывал их не делать этого, но его не послушали. Как и предсказывал пророк, пришло бедствие: Вавилония напала на Египет и почти все евреи погибли. Ирмияу вместе с учеником бежал в Вавилонию, где и провел остаток жизни (см. Ирмияу 38-52). В память об этих событиях установлен пост Гедальи — третьего числа месяца Тишрей, сразу после Рош а-Шана.
Евреи в Вавилонии [↑]
Евреи прибыли в Вавилонию измученные, разбитые, потрясенные ужасами осады и плена. Здесь, однако, они обнаружили еврейскую общину, основанную мудрецами и учеными, переселенными сюда Невухаднецаром одиннадцать лет назад. Евреям была предоставлена автономия в решении внутренних вопросов. Гигантская империя правила многочисленными народами, и властей интересовали только налоги, которые подданные платили по требованию царя. Так началось духовное возрождение евреев.
Невухаднецар и провидец Даниэль [↑]
Сон Невухаднецара [↑]
Вместе с царем Йеоякимом Невухаднецар увел в плен нескольких юношей царского рода, среди которых были Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья (см. Даниэль — Книгу Даниэля — 1:1-6). В течение трех лет плененных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, после чего они были взяты в свиту Невухаднецара.
Однажды Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, но, пробудившись, он забыл его, и никто не мог восстановить и истолковать сон царя. Разгневанный, он повелел изрубить на куски всех своих советников и толкователей снов.
Угроза нависла и над Даниэлем — и тогда Творец открыл ему разгадку. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола… голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины» (Даниэль 2:1-33).
Согласно толкованию Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении всей истории и подчинят себе сыновей Израиля. И первое из этих четырех царств — Вавилон.
При этом Даниэль подчеркнул, что узнал содержание и разгадку сна от «Б-га, Открывающего тайны» (там же 2:28). И напомнил царю, что в конце сновидения тот видел камень, который разбил идола, а затем «превратился в большую гору и заполнил всю землю» (2:34-35). В конце дней, — пояснил Даниэль, — «Б-г Небесный установит такое царство, которое никогда не разрушится… Оно разобьет и уничтожит все эти царства, а само будет стоять вечно» (2:44).
Второй сон Невухаднецара [↑]
Вскоре Невухаднецар вновь увидел сон. На этот раз ему приснилось огромное дерево, достигающее кроной небес. Но вдруг ангел-разрушитель повелел срубить это дерево, оставив лишь его корень. «Сердце человеческое да будет отнято у него, — произнес ангел. — И сердце звериное пусть будет ему дано, и пусть семь лет пройдут над ним».
Когда царь рассказал свой сон Даниэлю, тот долго молчал, не решаясь раскрыть его смысл, но затем сказал: «Господин мой, врагам бы твоим — этот сон, а разгадку его — тем, кто тебя ненавидит». Даниэль пояснил, что дерево, которое будет срублено под корень, — это сам царь. «Таков приговор Всевышнего, который настигнет моего господина, царя, — предрек Даниэль. — И будешь ты удален от людей, и со зверями полевыми будет жилье твое, и травой, подобно быкам, будут кормить тебя… И семь лет пройдут над тобой, пока ты поймешь, что Всевышний властвует над царством людским, и кому хочет, его отдает» (4:1-23).
Даниэль советует царю искупить свои грехи, поддерживая еврейских изгнанников.
В течение года царь следовал совету Даниэля, но затем перестал помогать еврейским беднякам и предопределенное осуществилось. Царь потерял рассудок и в течение семи лет «был удален от людей и ел траву, как быки» (Даниэль 4:26-30). Это было наказанием за то, что он разрушил Храм, который строился в течение семи лет.
Идол Невухаднецара [↑]
Невухаднецар считал себя богом. Он приказал изваять свое изображение — золотую статую — и требовал, чтобы ему поклонялись. Хананья, Мишаэль и Азарья отказались это делать, и он бросил их в горящую печь. Но свершилось чудо: огонь не повредил им. Увидев это, Невухаднецар благословил Б-га Израиля и запретил своим подданным хулить Всевышнего под страхом смертной казни (Даниэль 3).