Темы: Моше, География ТаНаХа, Храм, Земля Израиля, Яаков, Авраам, Раши, Храмовая гора, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхэм, глубокоуважаемые Раббаним! В Книге Дварим — глава Ваэтханан — Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну (Дварим 3:27): «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь этого Ярдэйна».
У нас (моей семьи) возник такой вопрос: какая тайна заключена в этом стихе Торы? Почему Всевышний, да будет благословенно Его Имя, сказал Моше Рабэйну, чтобы он взглянул на Эрэц Исраэль — именно в таком порядке, который указан в стихе (запад, север, юг, восток), а не в другом порядке, скажем — восток, запад, север, юг или как-то в другом направлении? Чему данный порядок нас учит?! Тода раба (большое спасибо)! Шалом!
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос.
Чтобы ответить на него, посмотрим, как описывается Земля Израиля в других местах Торы. Первое из этих описаний мы находим в обещании, которое Всевышний дает праотцу Аврааму — что его потомство унаследует Землю Кнаан (Берешит13:14): «…подними очи твои и посмотри с места, на котором ты теперь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу».
Второе — это пророческий сон Яакова (Берешит 28:14), в котором ему было сказано: «и распространишься на запад и на восток, на север и на юг». Тосафот (в комментарии РИВО — раби Ицхака бен-Ашера а-Леви) и еще несколько комментаторов задают два вопроса. Во-первых, почему в этих стихах стороны света перечисляются в разном порядке? Во-вторых, существует известное правило: перечисление должно вестись справа налево. А поскольку Яаков, когда ночевал на Храмовой горе, шел на восток — в Харан, то порядок должен был быть «юг — север»?!
Рав Яаков Каменецкий, один из руководителей американского еврейства предыдущего поколения, комментируя этот стих в своей книге «Эмет ле-Яаков», задает и Ваш вопрос. Он пытается найти закономерность в этих трех перечислениях сторон света. Предлагаю вам объяснение, основанное на его комментарии.
Авраам в момент получения пророчества возвращался из Египта, шел на север. Соответственно, ему было сказано сначала посмотреть на север, куда он направлялся, затем обернуться в противоположную сторону — на юг. Два других направления названы, как и положено, справа налево.
Яаков же на самом деле пришел тогда к Храмовой горе с востока! Раши, комментируя Берешит 28:17, приводит мидраш (из Хулин 91 б). Согласно этому мидрашу, Яаков, выйдя из Беэр-Шевы, дошел до Харана, а затем уже вернулся помолиться на святом месте. Таким образом, находясь там, он смотрел на запад, и стороны света перечисляются так же, как в пророчестве Аврааму.
Что касается Моше Рабейну, то он, в отличие от Авраама и Яакова, находился за пределами Земли Израиля — на ее восточной границе. Глядя вперед — на запад, он уже видел всю Землю Израиля с запада на восток, поэтому не было необходимости упоминать восток! Поэтому после запада названы север и юг, и уже в завершение — восток.
На вопрос, который Вы задаете, отвечает также рав Залман Сороцкин в своей книге «Ознаим лэ-Тора». Приведу в завершение его объяснение. Он пишет, что перечисление сторон света в обращении к Моше не связано с двумя другими перечислениями.
Ведь выше Моше просил позволить ему увидеть три святых места (Дварим 3:25): «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Ярдэном, на эту гору прекрасную и на Леванон». Раши поясняет, что имеется в виду Храмовая гора, а «Леваноном» называется Храм.
И Всевышний отвечает на его просьбу, перечисляя эти места в том же порядке. Вначале говорит взглянуть на запад, показывая Моше Землю Израиля. «Севером» же названа Храмовая гора, как сказано в Тэилим (48:3): «Гора Цион, на краю северной (стороны)». А при словах «и на юг, и на восток», показывает Моше Храм, который должен был быть построен на юго-востоке Храмовой роры.
С уважением, Давид Рахлис
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его