Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в Швеции собираются публично сжечь Танах?

Темы: Танах, Антисемитизм, История, Осквернение Имени Всевышнего, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Весь еврейский мир следит за происходящим в Швеции. Там собираются публично сжечь Танах. Как объяснить очередной виток антисемитизма в Скандинавии? Дэйвид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Дэйвид,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, давайте немного углубимся в историю.

Если мы обратимся к событиям Второй мировой войны, то нельзя забывать, что Швеция была одной из немногих стран, которые открыли свои границы и были готовы принимать евреев как во время войны, так и после нее. Многие чудом выжившие узники концлагерей, которых, как выяснилось, не желали принимать нигде, нашли пристанище в Швеции.

В свое время там, в городе Лидинге, была открыта даже религиозная ортодоксальная школа для девочек. Интересно, что многие ее выпускницы в дальнейшем вышли замуж за видных мудрецов Торы, например, рабанит Вольбе, рабанит Ланда и многие другие. Поэтому понятно, что еврейский народ бесконечно благодарен этой стране за ее бескорыстное гостеприимство.

И хотя сегодня Швеция не является большим другом евреев и Израиля, то, что она дала разрешение на публичное сожжение Танаха перед израильским посольством, не следует рассматривать как акт антисемитизма.

Давайте разберем почему. Прежде всего, совсем недавно такое же разрешение было дано в отношении Корана. И Коран всё-таки публично сожгли. И здесь мы полностью солидарны с тем негодованием, которое эта провокация вызвала в мусульманском мире. Таким образом, понятно, что эти действия направлены не только против евреев.

Современный мир поклоняется поддельному либерализму и нигилизму. Это «религия», которая отрицает любые ценности и дает легитимацию любой мерзости. Не секрет, что в современном обществе минимальные принципы морали уже давно разрушены. И хотя происходящее пытаются скрыть за красивыми словами типа «свобода слова», «демократические ценности» и т.п., но давайте посмотрим правде в глаза и согласимся, что основное предписание новой религии: живи в свое удовольствие, т.к. всё равно скоро умрешь.

Один из величайших еврейских раввинов-мыслителей, рав Ицхак Гутнер[i], в свое время сказал, что всегда в обществе существовали люди, которые совершали преступления, делали гнусные дела и бесконтрольно следовали своим желаниям. Различие заключается лишь в том, что раньше эти люди понимали, что они поступают неверно и хоть когда-то мучились угрызениями совести.

Сегодня же вседозволенность возведена в ранг самостоятельной ценности и идеологии, и уже нет надежды, что человек когда-либо будет сожалеть о том, что сделал. Он ведь поступает в соответствии с принятыми нормами — и никто не может указывать ему, как жить. Таким образом, идеология отрицания любых ценностей «украла» у человечества и понятие совести.

Поэтому, когда шведы разрешили публично сжечь Танах, они сделали это не из антисемитизма, ненависти к евреям и Израилю. Они сделали это ради любви к себе, из любви к своей новой религии, согласно которой «всё разрешено и нет ничего святого». Любой нормативный человек понимает, что сожжение святых книг чудовищно оскорбляет чувства религиозных людей. Тем не менее, шведский закон не может запретить это: ведь такой запрет противоречил бы нормам современной религии вседозволенности.

А нам остается лишь молиться, чтобы Всевышний помог человечеству открыть глаза и понять, куда оно катится.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Ицхак бар-Хаим-Йоэль Гутнер (Пахад Ицхак; 5666-5741 / 1906-1980, Польша, Эрец-Исраэль, США), выдающийся еврейский ученый нашего времени, один из лидеров еврейства США, автор широко известной книги «Пахад Ицхак» и основатель одноименной ешивы в Иерусалиме.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его