Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?

Темы: Танах, Авраам, Давид, Теилим, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Сергей!

Общая идея этого стиха в том, что некто отверженный и презираемый достигает величия — когда окружающие понимают, в какой мере он на самом деле достоин уважения. У наших мудрецов существует три основных линии толкования, о ком именно идет здесь речь, причем нет необходимости утверждать, что объяснения эти противоречат друг другу. Согласно первому (Мидраш Эстер), здесь говорится об Аврааме, который пытался увещевать строителей Вавилонской башни. Его словам тогда не придали значения. Впоследствии башня была разрушена, строители наказаны, а Авраам — стал праотцом народа Израиля.

Согласно другому объяснению, пожалуй, самому простому (приводится у Раши), речь идет о народе Израиля в целом, веками презираемом и отвергаемом. Когда же истина откроется всем, он получит полагающееся ему уважение.

Самым же известным объяснением являются слова мудрецов в трактате Псахим (119а), где они говорят, что речь здесь о самом царе Давиде, авторе псалма, о том моменте, когда пророк Шмуэль пришел к его отцу, зная, что одного из сыновей Ишая он должен помазать на царство в Израиле. Однако ни один из сыновей не был помазан. Тогда позвали Давида, которого, по преданию, и сыном-то не считали, и оказалось, что будущий царь Израиля — именно он. Шмуэль сначала не оценил его по достоинству (Мидраш Танаим к Дварим), тогда Всевышний сказал ему: «Как смеешь ты сидеть в присутствии Моего помазанника?» В соответствии с этим объяснением, этот и ближайшие к нему стихи мудрецы в Талмуде распределяют «по ролям»:

«Возблагодарю Всевышнего…» — с чувством произнес Давид, к которому в семье относились незаслуженно пренебрежительно.

«Камень, отвергнутый строителями, был помещен во главу угла!» — воскликнул удивленный отец Давида, праведник Ишай.

«Это вышло от Господа», — сказали не менее удивленные братья;

«В этот день Г-сподь сделал [то, отчего], будем радоваться», — заключил пророк.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его