Темы: Танах, Пророки, Ирмиягу, Рав Овадья Климовский, Союз с Б-гом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Объясните, пожалуйста, о каком новом законе говорит Йирмейа (31). Тода. Д.
Шалом, уважаемый Д.!
Если мне не изменяет память, там говорится о знаменитом так называемом «новом завете», брит хадаша. Что это слово означает на самом деле, и как понимать эту главу? Об этом мы уже писали на сайте, процитирую для Вашего удобства опубликованный ответ.
Для начала — о том, что такое брит и какой «новый завет» может или не может быть у Всевышнего для евреев.
Точнее было бы переводить слово брит как «союз», иногда же удобнее перевести его как «завет», в смысле — завещание, наставление, но все равно с тем же оттенком «договора, скрепленного клятвой».
Союз Израиля с Б-гом нерушим, и об этом неоднократно сказано у пророков; в Торе об этом говорится в книге Ваикра — даже в тяжелейшем изгнании, когда Всевышний гневается на Свой народ, Он не покидает их совсем, как сказано: «Но при всем том, в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрегу и не отвергну их, чтобы их истребить, нарушая завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их» (Ваикра 26:44).
А в книге Берешит, в главе Ваеце (28:15), есть такие слова: «Не оставлю тебя, пока не сделаю, о чем говорил тебе». По мнению большинства комментаторов, они обращены к праотцу Яакову и означают, что Всевышний не оставит его, пока не приведет обратно в Землю Израиля и не выполнит все, что обещал Аврааму, Ицхаку и ему самому, — что его потомки унаследуют эту землю и будут жить на ней в мире и безопасности. Таким образом, Яаков получил обещание, что лично его Всевышний не покинет в течение всей его жизни. Однако интересно замечание Радака, который именно в этом стихе усматривает обещание не покидать и всех потомков Яакова. А рав Хаим Палтиэль, один из комментаторов эпохи раннего средневековья, задается вопросом: неужели Всевышний имел в виду, что после того, как выполнит обещанное Яакову, Он оставит его? И дает простой ответ: бывает такое «до» (написанное там буквально переводится «до тех пор, пока не сделаю»), которое не предполагает прекращения того, о чем шла речь, не предполагает «после», например, как сказано: «А милость Б-га во веки веков над боящимися Его…» (Тэилим, 103:17), и там, разумеется, слово «до» («עד», так на иврите передается значение «навеки» — ад олам) используется не в качестве ограничения, ср. «до века». Так и здесь — Яакову было обещано, что Всевышний никогда не покинет ни его самого, ни его потомков. А Сфорно напрямую связывает упомянутый стих из Ваикра с отрывком из Ваеце: получается, что обещание не оставлять еврейский народ, даже если придется их строго наказывать, было дано еще и Яакову персонально.
Однако здесь следует объяснить известные слова пророка Ирмии (в главе 31), зачастую неправильно понимаемые.
Приведем перевод актуального отрывка:
«(30) Вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда с домом Израиля и с домом Йеуды Я заключу новый союз. (31) Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, — сказал Г-сподь; — (32) А такой союз, какой заключу Я с домом Израиля после тех дней: — сказал Г-сподь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом».
В этих словах пророк Ирмияу передает еврейскому народу обещание Всевышнего, которое гласит: Он, благословенно Имя Его, в конце дней заключит с евреями еще один союз. На самом деле Б-г заключал с народом Израиля союз неоднократно, чтобы укрепить в евреях привязанность к Его Торе и заповедям. Только о выполнении заповеди брит мила было заключено 13 договоров — чтобы придать ей особое значение. Однако эти договоры неоднократно нарушались сыновьями Израиля, к сожалению, что и привело к многочисленным бедствиям. Обещание же, о котором говорит пророк, содержит в себе особый элемент — этот, новый договор уже НИКОГДА не будет нарушен, в отличие от предыдущих. Но нигде не сказано, что «пункты договора» будут иными. Наоборот, в следующем же стихе (32) Творец говорит: «вложу Я Тору Мою в глубину (души) их», говоря о Торе как о той, которая уже известна, а не о «новой». Речь идет лишь о том, что в Грядущие времена еврейский народ уже не будет нарушать Тору и разрывать союз со Всевышним. В этом — особенность нового союза, его «новизна».
Возможно, Вам также будет интересно ознакомиться с другими ответами по теме, по следующим ссылкам.
Наступило ли время Нового Завета?
Где четко сказано, что союз с праотцами не будет отменен?
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Рав Эйтан Лембергский
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших…»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его