Темы: Танах, Грех, Давид, Устная Тора, Изучение Торы, Праведник, Натан Агрес, Комментарий
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Я сейчас в очередной раз учу Танах, прослушивая лекции. В начале обучения каждый рав подчеркивает, что ни в коем случае нельзя понимать буквально все проступки и различные грехи наших великих предков, которые описаны в Танахе в большом количестве. Ведь они находились на очень высоком уровне, и о них в принципе нельзя думать плохо. А о главных героях Танаха так думать и подавно нельзя, и на самом деле они никаких описанных в Танахе грехов не совершали, а было что-то очень отдаленно напоминающее бледную тень от тени указанного проступка, которая обычному еврею и в вину бы вообще не вменялась! Но, к сожалению, часто эти объяснения меня не очень удовлетворяют, оставляют много вопросов и впечатление притянутости «за уши»…
А кроме непонятностей по каждому отдельному объяснению остается непонятным главный общий вопрос: если на самом деле все было не так, как написано в Танахе, и никак таких страшных поступков герои не совершали, то зачем Танах поливает грязью невиновных людей, обвиняя их в таких тяжелых грехах? Иудаизм столько уделяет внимания запрету на лашон ара (злословие), а тут оно в большом количестве в самых разнообразных проявлениях? И все это пророчество? И это пророчество учит нас с пониманием относиться к написанному лашон ара? Ну почему нельзя было обойтись более мягкими формами? Почему нельзя было написать, что-то типа того, что пишут комментаторы?
В общем, не знаю… у меня на основании написанного в Танахе и многих других исторических источников более поздних периодов, сложилось впечатление, что, видимо, все описанное в Танахе таки правда, и описанные проступки в большинстве своем таки да совершили герои Танаха, НО! От этого они не стали менее праведными и менее великими. Просто для своих поколений они действительно были великими праведниками и сильно выделялись на фоне общего уровня народа. Те поколения были великими и делали огромные шаги. Мы сегодня по сравнению с ними лилипуты и продвигаемся буквально на миллиметры. Но благодаря работе всех предыдущих поколений, сегодня мы находимся на гораздо более высоком уровне, и мудрецы побоялись, что с нашего уровня мы не разглядим величия героев Танаха и отнесемся к ним с пренебрежением, читая об их поступках, многие из которых для нас сегодняшних выглядят очень неприглядно. И поэтому мудрецы пытались создать у нас впечатление, что все написанное в Танахе нужно понимать не так, как написано, а совсем иначе… Скажите, пожалуйста, соответствует ли мое впечатление иудаизму (хотя бы мнению кого-то из раввинов) или оно полностью неверное, и имеется совершенно другое объяснение? Заранее благодарю за ответ.
Уважаемая О.! Большое спасибо за Ваши правомерные и важные вопросы.
Очень радует, что Вы не полагаетесь на собственное мнение (подобно многим «умным» в своих глазах), а обращаетесь к компетентным источникам, чтобы выявить истину в последней инстанции. Это, безусловно, заслуживает большого уважения, и свидетельствует о прямоте и непредвзятости ума.
Вы затронули несколько важных моментов, давайте разберем их по порядку.
Зачем постоянно всех оправдывать
Во-первых, как Вы правильно заметили, даже если предположить, что описанные прегрешения действительно были совершены героями Танаха (согласно простому пониманию), это все равно не умаляет их величия. Ведь как говорят наши мудрецы (трактат Сукка 52а): «Чем выше человек (в своем духовном развитии), тем сильнее его дурное начало», что необходимо для поддержания баланса между силами добра и зла и сохранения возможности свободы выбора.
Поэтому то, что человек споткнулся, ошибся или даже подался соблазну, вполне естественно и предсказуемо. Более того, об этом ясно говорит царь Шломо, мудрейший из людей (Коэлет 7:20): «Нет праведного человека на земле, который творил бы только добро, и не ошибся (не согрешил)»! Но вот тот факт, что после «падения» человек нашел в себе силы «приподняться» и совершил полное раскаянье — безусловно, заслуживает похвалы и глубокого уважения.
Тогда что же движет мудрецами всех поколений (см. трактат Шаббат 56а и др.), которые так упорно утверждают, что упомянутые прегрешения не были столь тяжкими, как представляется из простого прочтения Танаха?
Оказывается, в основе этого подхода лежит не что иное как требование самой Торы, гласящее: «Справедливо суди друга своего» (книга Ваикра 19:15). Справедливое суждение включает в себя обязанность оправдывать сомнительное поведение окружающих — ладун лекаф зехут (Авот 1:6).
Понятно, что и в этом есть свои законы и критерии — кого, когда и в какой степени следует оправдывать (см. книгу Хафец Хаим, вступление Асин (повелительные заповеди), пункт 3). Но общий принцип прост: чем выше духовный уровень обсуждаемого человека, тем больше возрастает наша обязанность найти достойное оправдание его поступкам, и даже если невозможно оправдать его полностью, следует сделать это частично, насколько позволяют обстоятельства.
Если обязанность «ладун лекаф зехут» (склонять оценку поведения ближнего в лучшую сторону) относится и к нашим современникам — друзьям, знакомым или просто к порядочным евреям, то тем более, и в стократ больше это относится к нашим праведным предкам, мудрецам Израиля и его пророкам.
Особенно легко «прочувствовать» ситуацию в свете слов Талмуда (Шаббат 112 б): «Если первые (поколения) как ангелы, мы — люди, но если первые как люди, мы… как ослы». В этом наставлении кроется ключ к верному пониманию проступков первых поколений — так же, как небеса далеки от земли, так и возвышенные мысли и порывы тех людей далеки от нашего «приземленного» представления.
Проблема в том, что у нас отсутствует ясное представление о величии духа наших предков, но даже поверхностное знакомство с ними (по рассказам, сохранившимся в нашей традиции) позволит с легкостью найти им самое достойное оправдание!
На этом и основан подход наших мудрецов к интерпретации «грехов» героев Танаха. Еще раз подчеркнем: преследуемая цель — добиться «справедливого» суждения, а не приукрасить или затушевать истинную картину!
Как правильно трактовать Танах
Но позвольте, возразите Вы, оправдывать следует только в том случае, когда нам неизвестно, что конкретно произошло! Но какое отношение это имеет к комментарию Танаха, где сами пророки четко и ясно изложили достоверную картину событий, а зачастую сам Всевышний (через пророков) выдвинул обвинение или претензию?!
Чтобы разобраться в этом вопросе, прежде всего стоит прояснить — умеем ли мы правильно «читать» Танах?! Когда речь идет о плоде человеческого труда — историческом очерке или литературном произведении — понять сказанное не так уж сложно. Но занимаясь Танахом, надо учесть, что перед нами часть Б-жественной Торы, бездонного колодца мудрости.
Исторические данные, приведенные в Танахе, не занимаются документацией «сухих фактов», а преследуют своей целью представить события в их истинном глубинном свете, их духовное содержание. Почему? Потому что Тора — это инструкция к действию, учение об образе жизни и форме мышления (слово Тора происходит от корня леорот — наставлять).
Поверхностное восприятие фактов зачастую только скрывает истинный ход событий и их причины, поэтому цель Танаха — раскрыть перед читателем то, что он мог бы упустить или не заметить, как то: пути Всевышнего в управлении миром, основу награды и наказания и другие важные аспекты.
По этой же причине в Танах вошли только те события и пророчества, актуальность которых не блекнет со временем, любой человек, независимо от места жительства и эпохи, может почерпнуть из них вечную мудрость, истинное мировоззрение и хороший совет (см. Мегила 14а). Остальную же информацию Танах предоставляет историкам и летописцам, как сказано во многих местах: «А остальные подробности записаны в летописях Шломо, Ахашвероша» и т. п.
Осознавая, что перед нами особая книга, а не плод человеческого ума, нетрудно понять, что для ее верного понимания необходимо ознакомиться с особыми правилами «дешифровки». Попытка понять Писание без надлежащего руководства заранее обречена на провал.
Несколько примеров из Танаха
Яркий пример этому, напрямую связанный с нашей темой, мы находим в первой книге Пророков — Йеошуа (гл. 6). Первым городом, павшим в руки евреев при завоевании земли Израиля, была крепость Йерихо. В память о чудесах, сопровождавших захват, Йеошуа — предводитель народа — провозгласил город «данью Б-гу», тем самым наложив суровый запрет на любое использование всякого имущества города. Но евреи нарушили этот запрет. Вот слова Всевышнего к Йеошуа (7, 10-11): «И сказал Б-г Йеошуа… провинился Израиль и преступил союз мой, который заповедал Я им: взяли себе из запретного, украли да еще отрицали это, и положили в свои вещи». Перед нами прямое обвинение всему еврейскому народу! А теперь представим себе, что приходят мудрецы и объясняют, что на самом деле весь Израиль вовсе не согрешил, а речь идет только о маленькой группе людей и т. д. Наверняка нашлось бы немало скептиков по этому поводу, ведь написано же черным по белому: «провинился Израиль».
Но что можно поделать, когда само Писание явно раскрывает суть дела. Как выяснилось (см. 7:1, 7:17), согрешил всего лишь… один человек — Ахан из колена Йеуды, соблазнившийся на небольшую наживу! Как можно понять соотношение обвинения с тем, что реально произошло?!
Ответ: перед нами демонстрация сразу двух принципов Высшего управления. Один — взаимная ответственность всего еврейского народа друг за друга (аревим зе лазе) (Санедрин 27б): когда у общины была возможность предотвратить грех одного ее члена, вина налагается на всех! И второй — «Всевышний взимает с праведника по толщине волоса» (Евамот 121а), поэтому согласно высочайшему духовному уровню того поколения, даже такой относительно небольшой проступок был засчитан им как страшный грех, названный Писанием «кощунством», «злоупотреблением», «подлостью» и др. (см. там гл. 7).
То же самое мы находим в книге Торы Шмот по отношению к греху «золотого тельца». Всевышний велит Моше (Шмот 32:7): «Ступай, спускайся (с горы Синай) т. к. развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» — обвинение всему народу! Но в реальности непосредственно согрешили только около трех тысяч человек (там же 32:28) из нескольких миллионов!
Эти примеры (а их много) свидетельствуют о сказанном выше: Писание отображает духовную, а не материальную сторону вещей, и только надлежащий подход к интерпретации может раскрыть перед нами истинный ход событий.
Почему Танах «злословит» о праведниках
Отношению к Танаху как к части Торы, призванной научить нас жизненному пути, объясняет также тот факт, что Танах неоднократно описывает грехи праведников, даже когда они раскаялись в них. Ведь понятно, что это не добавляет им почета (в трактате Санедрин (107а) говорится, что царь Давид молил Всевышнего скрыть его грех с Бат Шевой), да и куда делся запрет злословия?!
Ответ в том, что этот запрет отодвигается ради достижения определенной пользы, например, вернуть грешника на верный путь, помочь обиженному, а иногда просто для того, чтобы отдалить других от нехорошего окружения… Сразу же оговоримся, что на практике законы злословия ради пользы крайне строги (см. в книге «Хафец Хаим» часть I, гл. 10 часть II, гл. 9), и без скрупулезного изучения легко попасться в ловушку дурного начала.
В любом случае, Танах «злословит» о праведниках только ради того, чтобы мы, его читатели, могли извлечь для себя важную пользу, сделать соответствующие выводы и улучшить свои пути. Их прегрешения, повлекшие за собой наказание или раскаяние, служат поучительным примером для будущих поколений (см. Рамбан на Дварим 24:9).
Почему Танах «раздувает» грехи праведников
Но все же, если, по словам наших мудрецов, многие из этих грехов имели смягчительные элементы, почему Писание не упомянуло о них, представив проступок в его самой мрачной и суровой форме, когда справедливости ради надо было четко разъяснить, что к чему?!
И на этот вопрос находим ответ на страницах Талмуда.
В трактате Санедрин (107а) сказано, что когда сын царя Давида Авшалом взбунтовался против него и преследовал, чтобы убить, Давид хотел публично поклониться идолу… Зачем? Чтобы избежать осквернения Имени Всевышнего! Давид рассуждал просто: люди видят в нем большого праведника — как они будут думать о Всевышнем, если сейчас его постигнет горькая участь умереть от рук собственного сына?! Они наверняка рассудят, что Высшая кара несправедлива, наказание незаслуженно… Поэтому Давид хотел (понятно, только напоказ) поклониться идолу и тем самым оправдать гнев Творца в глазах людей! (Виленский Гаон объяснял подобным образом сказанное про Ийова (Бава Батра 16а), что его нарекания были всего лишь способом оправдать свое страшное наказание в глазах людей).
В этом и кроется понимание вопроса. Почти всегда после описанного греха Танах приводит также реакцию Всевышнего — обвинение или наказание. Если бы грех не был описан в своей истинной форме согласно глубине Высшего Суда, то и реакция Небес показалась бы нам неадекватной. А это, не дай Б-г, приводит к осквернению Имени Всевышнего. Возьмем простой пример — ужасы Катастрофы, постигшей наш народ 70 лет назад. С тех пор кто только не спрашивал — «Где был Б-г в то страшное время?.» Не осознавая глубины греха и его пагубного влияния, невозможно понять пропорцию наказания, и тогда либо Всевышний представляется как несправедливый судья, либо, что еще хуже, это навевает мысли об отсутствии судьи вообще!
Поэтому, чтобы не исказить картину и сохранить пропорцию между деяниями людей и воздаянием Всевышнего, Танах описывает грех именно в той форме, в которой он предстает перед Высшим Судом, без смягчающих обстоятельств. Другими словами, чрезмерная забота о чести праведника может вылиться осквернением чести Творца, что, понятно, недопустимо!
Однако вместе с этим Писание всегда «намекает» и на смягчительные элементы, и это уже сфера мудрецов — выявить все детали происходящего и оправдать праведника, насколько это возможно.
Искаженный подход
Надеюсь, из всего сказанного ясно, что упомянутое Вами мнение «о нашем духовном совершенстве по отношению к прежним поколениям, и о попытках мудрецов приукрасить картину…» совершенно не соответствует духу иудаизма. Следует очень остерегаться подобных мыслей, которые действительно могут сложиться при неправильном изучении Танаха! Возможно, у реформистов или в подобных им течениях действительно можно найти подобные идеи, но они совершенно чужды настоящим еврейским мудрецам.
Рекомендация, как учить Танах
Напоследок, небольшой совет по поводу изучения Танаха. С одной стороны, прослушивание лекций — это хорошее дело, но с другой, иногда переизбыток информации может повредить. Множество разных мнений по одному и тому же вопросу создают впечатление несостоятельности каждого из них. Это состояние хорошо знакомо каждому, кто начинал изучать Талмуд с комментариями. На первых этапах рекомендуется не загружать голову множеством толкований, а ограничиться чем-то одним, наиболее простым и ясным. Чтобы усвоить множество мнений, необходимо приобрести гибкость мышления и способность быстро и глубоко схватывать различные позиции и аспекты, а для людей, не имеющих таких навыков, такая учеба может обратиться во вред. Не поймите меня неправильно, будто я преуменьшаю Ваши интеллектуальные способности — вовсе нет. Просто так построен наш разум, что определенные операции он не способен исполнять без должной тренировки.
Поэтому в качестве рекомендации было бы хорошо проходить Танах с каким-то определенным комментарием, охватывающим необходимые вопросы, но не страдающим от переизбытка различных мнений (на иврите есть комментарий Мальбима).
С уважением и наилучшими пожеланиями в дальнейшей учебе, Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его