Хурва и Храм30 августа 2013 года, 14:59 Продолжаю извлекать из архива (с жесткого диска своего развалившегося компьютера) старые работы. Вот, допотопный фельетон эпохи Третьей интифады (انتفاضة). Всякие исторические детали, ныне напрочь публикой забытые, даны в сносках. ** Это не вымысел. Так все и было, почти так. Только речь своего собеседника чуть подредактировал. Еду на днях в такси в Бейт-Хорон по Голде-Меир. Шофер-араб нервничает, говорит, что там опасно. Я занят попытками дозвониться по пелефону, связь то пропадает, то снова оживает, мерцая, как озябший светлячок. - Ты что, ребе, не боишься? Читать дальше |
Слихот22 августа 2013 года, 12:00 Благословение Всевышнему! Вышел в свет "Полный Сборник Слихот (нусах Лита)" в переводе на русский язык. В нем текст на святом языке, перевод и транслитерация (запись еврейского текста русскими буквами). Том получился немаленький – около 750 страниц. В него вошли все слихот, которые произносятся в ашкеназских общинах в последнюю неделю элуля, а также в "дни исправления" – до Йом-Кипура. Там же – освобождение от обетов накануне Рош-Ашана. И еще в этом сборнике, который недаром назван полным, есть все слихот из сидура. Т.е., слихот, которые произносятся после праздников на второй день недели, на пятый и снова на второй. И слихот, которые мы говорим Десятого тевета, в пост Эстер и Семнадцатого тамуза. Том начинается письмом-брахой от одного из руководителей нашего поколения, раби Шмуэля Ойербаха, шалита. Благословение – всем, кто участвовал в проекте, и всем, кто произносит слихот, умоляя Всевышнего сжалиться над Своим народом, проявить к нам милосердие и облегчить наше пребывание в затянувшемся тяжелейшем галуте (рассеянии). Читать дальше |
Пахан – Правда – Любовь20 августа 2013 года, 01:39 Из всего разнообразия идей, управляющих миром и людьми, можно выделить три основные, генеральные, на фоне которых все остальные – лишь варианты этих трех. Но сначала, для зачина, приведу выдержки из писем, которые я получаю постоянно от разных людей, главным образом евреев, посещающих сайт Толдот (часто вполне религиозных и даже соблюдающих). Читать дальше |
"Монти"16 августа 2013 года, 10:01 В прошлый раз я вывесил тут одну лит. заявку. Почему не вывесить вторую? Предлагаемый текст шел, действительно, как литературная заявка на документальную серию телевизионных передач "Тропами еврейской истории", а также как начало киносценария для мюзикла "Монти". Два проекта в одном контенте. И из них не один не прошел, ура, поскольку все накрылось все тем же приснопамятным кризисом. Итак! ** ** По городским проспектам мчится карета, украшенная дворянскими гербами. Народ провожает ее взглядами, городовые на перекрестках отдают честь. Два немца стоят в дверях булочной, чинно курят трубки. Один говорит другому, кивая на карету: "Каждый русский есть лихач". "Я-я, – соглашается второй. – Чистые разбойники". Несется карета, молодой возница привстал на облучке. Он размахивает кнутом, громко смеется, присвистывает во всю мочь. На нем ермолка, по ветру развеваются пейсы, борода стоит дыбом. Читать дальше |
Комиссар Закс9 августа 2013 года, 18:00 Этот мини-рассказ шел в свое время как вступление в Литературной заявке на телесериал "Наши евреи" (рабочее название) для TV России. (Заявку приняли, но их накрыл кризис.) Тема рассказа: российское еврейство. (А для нас здесь с вами – еврейское единство. Что особенно важно перед Рош-Ашана, когда судится не только каждый еврей, но и весь народ в целом.) В литзаявке еще был эпиграф из книги некоего А.Адлера, которую я в детстве нашел в библиотеке деда, называлась она "Контур личности". Эпиграф такой: "Перед нами редкий случай, когда осознание единого национального характера не только не уничтожило мозаику племенных различий, но сделало ее еще более яркой и цветной". (Поясняю: это он о евреях.) А теперь сам рассказ. Читать дальше |
Зачем надо "прилепляться"?9 августа 2013 года, 07:30 Приходит человек на урок Торы – что называется начинающий еврей, о Торе до того мало что слышавший, а тут вдруг жена предложила сходить, почему нет? – приходит он на урок, а там ему говорят буквально с трибуны: "Истинного совершенства человек может достичь, только прилепившись к Всевышнему, т.е., достигнув состояния двекут, подлинной близости к Творцу мира". А теперь вопрос: придет ли наш еврей, воспитанный в России во второй половине предыдущего века, воспитанник университетов и русской культуры, второй раз на такой урок? Я бы пришел, вы бы пришли – но я спрашиваю про него: придет или нет? Читать дальше |
Клоуны и капуста2 августа 2013 года, 18:01 Все чаще встречаюсь с критикой Торы "справа". "Левая" критика понятна и привычна: дескать, Тора придумана людьми (ндБ), она тенденциозна, устарела, неправильна и неверна с точки зрения этики, науки и, вообще, сегодняшнего дня. – Это очень скучная и банальная критика. От нее мы уже веками не слышим ничего нового. Но критика "справа"! В прошлые времена у нее не было шансов возникнуть – только сегодня! Читать дальше |
Где Всевышний? + Подведение итогов обсуждения28 июля 2013 года, 05:19 Очень мне нравятся слова, вывешенные на Толдот в виде эпиграфа. Эпиграф постоянно обновляется, но мне чаще всего попадается именно этот: «Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают» (Раби из Коцка) По-моему, я его сам предложил когда-то редакции Толдот. Мы обменялись своими коллекциями. Так вот – на тему этого эпиграфа. Представим себе такую ситуацию. Человек молится, надеясь получить с неба то, что ему нужно на данный момент. Очень нужно. Но с неба ему этого не дают. День не дают, два не дают, год не дают. Никакого ответа. Он молится еще сильнее. Тот же результат. И тут приходят двое и дают советы. Читать дальше |
Достойны ли евреи возвращения в Эрец Исраэль?26 июля 2013 года, 17:52 Перед нами два мнения. (1) Хафец-Хаим считает (שמירת הלשון ח''ב פי''ט), что если еврей – даже если он не исполняет все заповеди и при этом все же полагается на Всевышнего, то (Теилим 32:10): "Уповающий на Всевышнего окружен милостью". Это означает, что обещание Всевышнего дать евреям Страну касается также и евреев-грешников. Главное, чтобы они не выступали против Торы; как сказано (Бемидбар 14:9): "Только против Всевышнего не восставайте". Читать дальше |
Мощные мы21 июля 2013 года, 01:04 Давно замечено многими, но, по-моему, мало где об этом пишется: почти у всех, возвращающихся к Торе, есть одна особенность. Вернее, особенностей много – каждый еврей отмечен целым букетом особых свойств и замечательных качеств. Талантливый у нас народ. Я о русскоязычном еврействе. Но есть в нас нечто общее, некий инвариант. Не просто во многих, а практически во всех – ибо без этой черты не было бы нашего возврата к Торе. Читать дальше |