Кого ненавидит Эсав?18 ноября 2013 года, 12:30 Эпиграф: "Я список тех царей прочел до середины, / Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…" Посмотрите в конце недельного раздела Виишлах – насколько странно устроен список царей Эдома. Про первого царя сказано: "Царствовал царь А". Затем все идет по такой схеме: "И умер царь А, и воцарился после него царь Б", "И умер царь Б, и воцарился после него царь Ц" и т.д. (Последний по списку царь , видимо, так и не умер.) Так вот. Почему каждый стих начинается смертью предыдущего царя? Ведь можно было иначе и естественней: "Царствовал А и умер", "После него воцарился Б и умер" и т.д. Т.е., почему смерть стоит не в конце жизни конкретного царя, а в начале царствования следующего? В других местах Хумаша смерть поставлена на свое место. Например, про сменяющиеся поколения до Ноаха написано самым обычным образом: "И жил такой-то столько-то лет, и, родив такого-то, умер". А можно вообще без "умер". Как написано в списке князей Эсава, который идет сразу после царей. Одни имена, этого достаточно. В субботу слышал такое объяснение. Читать дальше |
Ура, нас заархивировали! - И эта опция работает для всех. Спасибо вам, реб Нисим!17 ноября 2013 года, 12:53 Не знаю, заметили ли вы, что на странице блога появилось новое окошко – вверху, где-то под портретом. Написано "Все записи списком". Это то, что в обычных блогах называется словом Архив. Там, если нажать, Т.е., теперь меня можно читать с самого начала. И это стоит делать – для того я и завел свой блог на Толдот, вернее – авторскую колонку. Потому что обычный журнал – опись текущих дел-мыслей-наблюдений-ощущений, а у меня своего рода учебник. Для тех, кому надо. Читать дальше |
Еврейский пылесос15 ноября 2013 года, 14:29 Пришли муж и жена с вопросом. В их семье был пылесос, вещь обычная и востребованная в любом доме русскоязычных евреев, но в Израиле предмет, необходимый разве что перед Песахом. Перед позапрошлым Песахом упомянутый пылесос попросили соседи. Взаймы, на время, бесплатно. Им его дали, почему не дать. Затем вторые соседи попросили и третьи. Не без последствий, конечно. Что-то в нем быстренько отломалось, что-то стало надсадно сопеть внутри, одно колесико отвалилось, второе перестало вертеться, а шнур, который раньше с одного нажатия кнопки ускользал с веселым треском в свою норку, прекратил на кнопку реагировать, а по-другому ускользать не умел. Читать дальше |
Обидеть – нетрудно, трудно – не обидеть8 ноября 2013 года, 13:35 Умение делать мягкое замечание. Почему мягкое? Потому что других замечаний (в адрес других людей) надо остерегаться. Да и мягкие надо стараться не делать. Ведь мы не любим, когда нам делают замечания, выговоры, когда нас поучают, наставляют – за те якобы проступки, которые мы сделали, когда мы абсолютно ничего плохого не сделали (верно?). Читать дальше |
Задачи для пап8 ноября 2013 года, 02:36 Почему для пап, а не мам? — Потому. ** Задача 1 Допустим, ваш ребенок устроил шалость, например — разбил чашку из дорогого саксонского сервиза, который вашей жене достался по наследству от ее прабабушки, привезшей этот антиквариат с войны как трофей, а потом ее бабушка (т.е. мама вашей тещи) подарила сервиз внучке (вашей жене), как только узнала, что он не годен к употреблению по причине ее полного сумасшествия (я про внучку, т.е. вашу жену), а иначе переход на кашрут назвать нельзя, в результате чего сервиз гарантировано останется в сохранности на века, поскольку будет задвинут на антресоли, но кто знал, что ваш ребенок залезет и туда, дабы исследовать: а что тут такое стеклянненькое прячется? Читать дальше |
О Реувене. Маленькое замечание к предыдущему посту2 ноября 2013 года, 22:58 Известно, что, сколько раз зашел Яаков к Лее, столько раз та родила. В свете этого было не совсем понятно, зачем Реувен принес мандрагоры матери, ведь походы к ней отца к тому времени прекратились. В этом стоит разобраться. Читать дальше |
"За мандрагоры твоего сына"2 ноября 2013 года, 22:50 После Йеуды написано: "И прекратила рожать", перестала. Сыновей, которых Леа должна была – по первоначальному плану – родить Яакову, она перестала рожать. Что называется, отрожалась. Если должно было быть 12, то теперь на долю Рахели выпадало тоже 4, а остальных должны были произвести на свет служанки Била и Зилпа – по двое на каждую. Дальше говорится, что первоначально так и пошло. Сначала Рахелина Била родила двоих, затем настал черед Леиной Зилпы. Читать дальше |
Порог Гемары. Плюс триада Торы25 октября 2013 года, 13:30 Тексту три года. Но и сейчас болит. Случайно встречаю на улице человека. Много лет назад учил со мной Гемару (ешива Швут-Ами, группа для олим-хадашим). Как сейчас помню, изучали второй перек трактата "Макот". Способный еврей, молодой, открытый, с ним разговаривать одно удовольствие. Спрашиваю, где теперь учится. Говорит, все время работает, времени не остается. А жена учится? – Да так, понемногу. – Ну а дети? (Помню, старшего он в хедер устроил.) – Только улыбнулся виновато. Читать дальше |
Детектив про рава Аси20 октября 2013 года, 17:30 Терпеть не люблю попадать в детективы, но вечно в них оказываюсь. Читать дальше |
Еще одна нравоучилка18 октября 2013 года, 16:05 Тоже архивная. И как всегда – на основе кратких эссе рава Зелига Плискина. А его эссе – на основе статей из книги рава Элияу Деслера. А "сегодняшняя" статья рава Деслера – на основе Иерусалимского Талмуда, трактат "Недарим" 9:4. ** ** Про любовь к семье (коллективу, друзьям) и к самому себе. Оказывается, это почти одно и то же. Читать дальше |