Кто грешит и кто расплачивается8 июня 2013 года, 17:52 На последнем уроке по трактату Бава-Кама (Урок 27) мы, наконец-то, вышли на Агаду. Вот первые слова текста, который изучался: Читать дальше |
Мы не рабы? Рабы не мы?7 июня 2013 года, 06:50 О рабстве говорят не только на Песах. Вот и сегодня, перед полосой летних постов, – самое время. Но сначала о тюрьме. Помню, приезжал в Россию Рейган. И оба начальника – русский и американский – дали одно на все континенты интервью. Центральным был вопрос о еврейских отказниках, людях, которых Советы не отпускали в Израиль. (Я как раз родом из этих отказников, так получилось.) Итак, Советы не отпускали их в Израиль. Ситуация чисто древне-египетская. Читать дальше |
Позвоните мне в эту субботу31 мая 2013 года, 16:21 Можно ли установить связь между двумя людьми, когда один – в субботе, а второй вне ее? Почему нет? Рав Мордхе Друк, известный даршан из Меа-Шеарим, что в Иерусалиме, как-то рассказал любопытный эпизод из своей практики. Читать дальше |
Договор у нотариуса31 мая 2013 года, 10:25 Как всегда, из архива. Про раби Натана Инфельда, бывшего главу ешивы в Беер-Шеве. Когда его назначили на пост руководителя, он познакомился с богатыми людьми, которые помогали в то время ешиве. В частности, ими был основан особый Фонд помощи студентам для организации свадеб. И вот однажды произошел такой случай. Рав Инфельд шел по улице и повстречал своего соседа по кварталу, о котором все говорили, что он очень состоятельный человек, раньше был бизнесменом, торговал недвижимостью. Теперь, состарившись, постоянно сидит дома и никуда не выходит. Выглядел тот человек ужасно. Он ковылял по тротуару в старой изношенной одежде, в помятой шляпе и в ботинках, которым место было на свалке. И это несмотря на все свое богатство! Читать дальше |
Майонез на спине24 мая 2013 года, 13:22 Пришел человек к раву и жалуется. Скорее, на себя, чем на жену. Вернее, просит совета – что делать, вот, не совладал, сказал жене несколько громких фраз, она расстроилась, но как было не сказать?! А в чем дело? Дело было так. Я учусь в колеле, днем – в дневном, вечером – в вечернем, все как у людей. Человек я не вспыльчивый, жена у меня тоже во всем скромная и тихая. И если вдруг возникает непростой момент, я, как меня научил мой отец, всегда говорю: в этом случае Хафец-Хаим советует сохранять спокойствие. Читать дальше |
Двойной совет рава Дискина24 мая 2013 года, 12:43 На одном из уроков моя аудитория познакомилась с историей, главным героем которой был известный иерусалимский раввин раби Йеошуа Лейб Дискин (1819-1898). Но это было только начало истории. Через неделю тем же ученикам было предложено продолжение всего рассказа. Начало у него такое. Однажды пришли к раву Дискину представители иерусалимской общины и рассказали, что некий еврей, работающий городским шойхетом[1], совершил не совсем принятый в их среде поступок[2]. Причем те люди пришли не столько с рассказом о том поступке, сколько за разрешением резника уволить и нанять другого. Дескать, как мы можем доверить человеку снабжать нашу общину кашерным мясом, если он ведет себя вызывающим образом?! Читать дальше |
Награда в этом мире17 мая 2013 года, 14:59 Праздник Шавуот прошел, а тема осталась. Ведь то было лишь Вручение (Дарование) Торы, в то время как Получение Торы идет каждый день. В частности, об этом я уже писал в своем блоге на Толдот ровно три года назад. Теперь маленькое продолжение темы, позволите? 1. Итак, каждый знает, что все еврейские души стояли на Синае в момент Дарования Торы. Отсюда известный вопрос: моя душа стояла там и приняла Тору, но мне-то что с того? Почему я обязан выполнять то, за что поручилась моя душа? Ведь я и моя душа не одно и то же. А если вы считаете, что одно и то же, все равно – есть возражение. Да это я стоял тогда у горы Синай и дал обещание соблюдать и изучать. Но у меня тогда был совсем другой ецер (или его вовсе не было) – а потому мое обещание можно считать безответственным (מקח טעות). И дело не в том, что мой нынешний ецер слишком крут и агрессивен, чтобы дать мне возможность быть евреем Торы. А в том, что я тогда подписался, не зная всех будущих обстоятельств, а следовательно, по закону, свободен от обещания. Читать дальше |
Детские аспекты христианской теологии10 мая 2013 года, 16:19 Три года назад был вывешен на нашем сайте урок "Ответ миссионерам". А вчера вдруг обнаружился мой старый дневник. Такой же блог, только для себя. Предлагаю оттуда полстранички. ** ** Сижу, никого не трогаю, готовлю материалы к завтрашней записи видео-урока про миссионеров. В принципе, вся лекция выстроена, осталось закрепить некоторые пункты, привести ссылки (а это дело муторное: ну, не специалист я в христианской апологетике), снизить накал того, что "анти", и подчеркнуть побольше позитива с нашей стороны за счет убирания "под кат" негатива (как они нам видятся) в их положениях. И вдруг натыкаюсь! Читать дальше |
Хэрем рабэну Гершома9 мая 2013 года, 16:50 Однажды, не в прошлом веке, послал я статью в одну из общин Европы – на русском языке. Заказали 710 слов. Тема: запрет читать чужие письма. Жанр: ликбез. (Т.е. для тех, кто занимает позицию точно посреди между вчера начавшими, с одной стороны, и многоопытными раввинами, с другой.) Попросил у заказчика разрешение опубликовать это в своих блогах. Разрешили. Публикую. Нельзя читать чужие письма. Таков запрет Торы. Читать дальше |
Самая трудная часть нашей веры3 мая 2013 года, 10:40 Вышел новый видео-урок. Тема – битахон Ашем, уверенность в том, что Всевышний поможет, спасет, облегчит и успокоит. Вернее даже, не уверенность, а вера. По-моему, самая трудная часть нашего возвращения к Торе. Некоторые без проблем возвращаются к Торе, даже соблюдают, даже других начинают учить. Но с битохоном у них беда, т.е. они сильно в Б-га верят, со всей силой, и очень на Него надеются, но сами не плошают. И другим советуют не плошать. Читать дальше |