Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Давно замечено многими, но, по-моему, мало где об этом пишется: почти у всех, возвращающихся к Торе, есть одна особенность.
Вернее, особенностей много – каждый еврей отмечен целым букетом особых свойств и замечательных качеств. Талантливый у нас народ. Я о русскоязычном еврействе. Но есть в нас нечто общее, некий инвариант. Не просто во многих, а практически во всех – ибо без этой черты не было бы нашего возврата к Торе.
Я говорю о том, что все наши люди сильны, энергичны, уверены в себе, умеют постоять за себя, иногда не прочь пойти наперекор окружению, ничего не боятся. Это и есть то, что я называю одним качеством: русскоязычный еврей, пришедший к Торе, мощен и силен. У одних это ярко выражено, у других скрыто – но есть у всех[1].
По-другому мы, выросшие в той среде, которая известна как постсоветский мир (или тем более советский), ни к какой Торе (ндБ) не выбрались бы. Ибо многое в прошлом вокруг нас было направлено на то, чтобы помешать нам на этом пути, задержать и отговорить.
И теперь мы пришли к Торе – а качество силы и мощи в нас осталось. А запал воевать и готовность к борьбе никуда не пропали.
И вот, мы утверждаем себя в мире Торы с той же уверенностью и апломбом, что и раньше. Мы привыкли доверять себе, своей интуиции в оценках людей, своей решимости и нетерпению в адрес всего, что нам, вроде бы, мешает.
И становимся раввинами самим себе.
И решаем свои проблемы, как и раньше, собственными методами, по своему усмотрению и со своей колокольни.
Но что было хорошо в пути – то может оказать медвежью услугу в финале переходного периода. Трудно не согласиться с тем, что должен быть финал такому переходу. Ну, нельзя же вечно находиться в пути.
Даже после Исхода евреи однажды были вынуждены войти в Эрец Кенаан, чтобы наконец осесть на своей земле. Причем навыки похода и кочевой жизни в вечно перемещающемся стане не могли помочь при освоении Страны. Поля надо было пахать, границу надо было охранять, до Передвижного храма теперь приходилось добираться иногда издалека. Другой способ жизни, иная система управления, новый стимул к существованию и новый вызов.
Но тогда все евреи пришли к финальной точке своего блуждания вместе. А мы добираемся по одиночке, семьями или малыми группами. И каждая наша сегодняшняя группа сама себе колено, и никто ей не указчик. Вот тут сила, помогавшая на переходе, нас и подводит.
Мы по привычке судить обо всем, пользуясь собственными критериями и опытом (выработанными, заметьте, в Египте). Беремся судить о том, что еврейскому миру говорят его мудрецы. Мы способны на критику еврейского мира извне, у нас своя точка зрения. Буквально по каждому пункту и вопросу!
А ведь дело-то простое и незатейливое. Извините меня, но дело в том, что нет еврейского мира без мудрецов[2]. И теперь не критиковать бы его надо – а послушать и примерить на себя.
Иначе получается, что мы пришли в еврейский мир, своих мудрецов с собой не привели – нет у нас своих мудрецов, – а от общепринятых отказываемся.
И если вы возразите мне, сказав, что не отказываемся – наоборот, очень даже чтим и почитаем, то вот мой вам вопрос: и часто вы к этим почитаемым раввинам ходите с вопросами?
Что ни говорите, мощные мы. Может, настала пора мягкости и послушания?
Может, пора стать "слабыми"?
[1] Бывают и тихие, даже слабые люди. Ну так, значит, их привел кто-то другой. Супруг, например.
[2] Тора – не на небе. А где? В руках наших мудрецов. Не в наших руках – а именно у еврейских мудрецов.
Теги: Темы Торы