"Вышел напрасно из дому дедулька"14 июня 2014 года, 22:12 На самом деле, название статьи – "Перед сединой вставай" (если вы эту статью читали – значит, я ее уже писал). Так что дедушка вышел не напрасно. А дело было так. Вы едите в автобусе из одного города в другой. Поездка на час. Устроились на сиденье, занялись своим делом (плеер, Талмуд, детектив, я знаю?). Все сидят, стоит один старик. При отправлении на центральной станции, откуда выходил автобус, водитель сказал ему четко и ясно: сидячих мест нет, тебе, дедушка, лучше дождаться следующего автобуса, будет через полчаса. (Понятно, что ему обидно, отстоял очередь, и надо же, на нем кончились места в автобусе.) Но старик смело заявил, что может постоять, – и поднялся в салон. Теперь стоит немым укором над душами всех, кто его видит. Вы боретесь со своей совестью. Читать дальше |
"Вас здесь не стояло", или Из большой мухи маленького слона11 июня 2014 года, 16:57 <Почему Илель сказал: "Не делай другому то, что тебе противно", но не сказал: "Не делай другому то, что ему противно"?> Вы стоите (или сидите) в очереди. Время тянется бесконечно. Начинаете сожалеть, что вообще ввязались в историю с этой очередью. Знали б заранее – прошли бы мимо. Но вот, наконец доходит дело и до вас. И тут – прибегает некто, запыхавшись, и объявляет с пылу с жару, что он тут стоял. Вы в шоке. Кто его тут видел?! Он объясняет: а вот сам господин кассир меня видел (чиновник, парикмахер, врач и пр.). Или вот, этот человек, который выходит из кабинета, – он меня тоже видел, я его предупредил, он подтвердит. Тот неопределенно кивает, держась за щеку (ага, дело происходит перед зубным кабинетом!), и уходит. Читать дальше |
Задержать автобус9 июня 2014 года, 02:05 Утром каждого йом-шиши (в пятницу) в наших краях вывешивают по синагогам особую "стенгазету", называется "Закон и реалии", ну или как-то так (на самом деле הלכה ומעשה). Там среди прочего материала есть уголок с ответами крупных раввинов на разные вопросы. Ответы раввины дают устно, их записывают секретари – и потом таким образом публикуют. Поскольку сам ответ, как правило, делается без подписи раввина (что превратило бы его в псак, алахическое решение, рекомендованное к выполнению), статус у этих респонсов не самый высокий. Но их учитывают – и при случае (если тема важна) они перерастают во вполне солидные постановления. Часто среди таких заметок появляется имя покойного рава Й.-Ш. Элияшива. Его респонсы все еще живы и актуальны. Читать дальше |
Где тебя носило?31 мая 2014 года, 22:00 Возможно, этот текст у меня уже выходил. Не могу проверить. Но уж очень подозрительно он который день снова и снова попадается мне на глаза – как бы просясь: опубликуй, пжлст. Устал сопротивляться. Публикую. ** Не все взрослые любят, когда их спрашивают, где они были. Особенно в случае опоздания. И особенно, если вопрос задан перед другими людьми. Согласитесь, начальник, отсчитывающий за опоздание сотрудника, вряд ли может стяжать славу доброго человека. Также не думаю, что жена, ласково спрашивающего мужа, задержавшегося на четверть часа после работы: "Милый, где тебя носило?" – способна тем самым вызвать в нем ответный импульс любви. Читать дальше |
Помню, на семинаре по семейному и школьному воспитанию29 мая 2014 года, 15:55 случился такой казус. Одним из преподавателей был раввин из города К. На первой лекции он сказал, что весь курс еврейского воспитания можно уложить в две главные темы – "Каким должен быть воспитатель", "Каким должен стать воспитанник". И добавил: "Первой теме мы посвятим четыре лекции". Из аудитории спросили: "А сколько вообще у нас будет лекций?" Учитель ответил: "Четыре". Слушатели удивились: "А как же со второй темой?" Читать дальше |
Ложка меда26 мая 2014 года, 20:31 Как приятно, что у нас, на еврейском сайте Толдот, полно людей, которые заходят в авторские блоги, чтобы сказать человеку что-нибудь приятное ("спасибо" – если надо поддержать человека, "как здорово", "прекрасно" – если понравился пост, "не теряйте надежду" – если автор просит помощи у зала, и т.д.). Никто ни за кем плохого ничего не усмотрит. В лучшем случае смолчит. И никто не скажет сгоряча: "Где написано?", – ибо сие равноценно обвинению: "Ты врешь!" Именно об этом сказано в Торе: "И люби другого, как себя". Что в комментариях поясняется такой фразой: "Человек ровно в такой степени человек, насколько он любит других людей". Читать дальше |
Наш ответ Чемберлену25 мая 2014 года, 01:21 Вы спрашивали про рава Койфмана? (См. "Почтальон" и обязательно "Отличные люди". Но предупреждаю, данная статья на любителя. Ибо чистое занудство.) 1. Считается, что, когда мы сдаем багаж авиаперевозчику, мы делаем последнего платным сторожем (שומר שכר) своих чемоданов (פיקדון). Вся территория терминала, где позволено находиться пассажирам, обладает статусом общего владения (רשות הרבים), что, в частности, выражается в том, что любая находка принадлежит человеку, их нашедшему, но не администрации аэропорта (см. ниже п.6). Читать дальше |
Отличные люди18 мая 2014 года, 14:20 Заявление)) Пишу по горячему. Ровно три года, три месяца и три дня назад ряд людей (числом поболе, чем несколько) написали мне в сугубо личных сообщениях, что, дескать, извините, рав П., но не можем молчать. После чего позволили себе острую и даже колющую критику в адрес моего рассказа под названием "Рав Койфман ворует саквояж". Рассказ мне нравится, но критикам он по душе не пришелся[1]. Бывает. Так вот, уполномочиваю себя заявить, что все упомянутые критики – очень хорошие люди, потому что сделали это с хорошими побуждениями. И я им за это благодарен. Общее правило звучит так. Читать дальше |
Мягче друг с другом9 мая 2014 года, 12:27 Часть этого поста я уже публиковал на нашем сайте. Но тема важная, надо повторить – и кое-что добавить. Дело в том, что на одну из моих последних статей, которую я вывесил скорее для юмора (чтобы не утомлять читателей вечным занудством), вдруг получил резкую отповедь. Мол, пиши только за Тору, не отвлекайся на Помню, на одном из уроков рава Ицхака Зильбера, зацаль, он между делом рассказал какой-то безобидный анекдот. В перерыве сказал мне один из учеников: какой ужас, такой цадик и вдруг тешит людей шуточками, пойду-ка я к нему и заявлю свой протест. Мне стоило труда уговорить его не протестовать в лицо раввина и праведника. Читать дальше |
Кровать для слепого8 мая 2014 года, 13:56 Кажется, я еще не вывешивал этот материал на нашем сайте. ("Материалов много, а я один".) В молодости раби Хаим Крайзверт учился в ешиве, где в одной с ним группе занимался слепой ученик, у которого ничего не было – ни смены одежды, ни валенок на зиму, ни койки на ночь. Все, чем он владел, было всегда на нем и при нем. В свечах на ночь он не нуждался, книг не имел за ненадобностью, поскольку учил Талмуд на память. Питался со всеми в ешиве раз в день. Спал в синагоге на полу. Так и ложился после занятий на свой длиннополый пиджак, который расстилал между лавок. И вот, однажды посмотрел на него рав Хаим и пожалел. Привел в свой угол, который ему дали в одной местной семье и где помещалась лишь узкая койка. И предложил спать на его месте – а он сам как-нибудь устроится. Отозвалась эта помощь через несколько лет, когда в Польшу вошли немцы. (И литовский городок, в котором была та ешива, оказался не под советской оккупацией, а под немецкой.) Читать дальше |