Ответы на вопросы в участке6 мая 2014 года, 22:32 Вывешиваю совершенно несерьезный текст. Но начиналось все очень серьезно. Стали ко мне поступать со всего мира (почти со всего) вопросы о том, как я отношусь к т.н. русско-украинскому противостоянию. Зная, что данная тема рассорила уже многих, отвечал я неохотно и без подробностей. И других учил: лучше уклониться, не спорить, не принимать близко к сердцу (если вы не живете в зоне тектонического разлома) и пр. А если вы еврей – то лучше бы занялись Торой, она не только отвлечет от ненужных разговоров, но и научит нужному и полезному. Но что-то все чаще ко мне стали обращаться не с вопросами, а за прямым советом: как уйти от агрессивного диалога, от которого нельзя уйти? Да кто ж его знает, как уйти от агрессивного диалога. Если диалог – значит, обе стороны агрессивны. Ну вот, и пресеките свою агрессию, а уж от агрессивного монолога уйти проще, чем колобку от бабушки с дедушкой. Но мне заявляют: а вот и не легче! Читать дальше |
Сегодня урок30 апреля 2014 года, 14:40 Да, сегодня, в последний день нисана и апреля, урок (сБп, а без нее ничего не бывает) – в 7 вечера по Иерусалиму. Вот на этом экране. Так что это не пост-заметка-статья, а чисто объявление. Тема и заглавие: "Всевышний нам в помощь". Т.е., битахон-Ашем – о том, что во всех обстоятельствах надо надеяться на Его помощь. Только не говорите мне, что эта тема не из злободневных. Очень даже злобо-. Потому что приходим к Торе, начинаем ее соблюдать, сидим на уроке и со всем соглашается. Творец один, все зависит от Него и только от Него. В том числе наша парнаса (заработки). И тут же, как только выходим с урока, обо всем забываем и бежим делать парнасу. Потому что страшно – вдруг завтра останемся ни с чем, работу потеряем (ндБ), с квартиры нас сгонят за долги в банке, детей не женим, пойдем по миру с протянутой рукой, а то и с обеими протянутыми (нонбс). Короче, очень тяжелое правило. По себе знаю. Ну, значит, заходите на урок. Адрес его уже указал. (Вывешен он будет на сайте на следующей неделе, сБп.) Читать дальше |
Цдака и ссуда. (Занудство продолжается)29 апреля 2014 года, 17:31 В прошлый раз мы закончили пост таким правилом: Если дал ссуду, постарайся превратить ее в цдаку. Если получил цдаку, постарайся превратить ее в ссуду. Сейчас объясняю. (Хотя, вроде, и так все понятно.) Мы говорили о ссуде. Цдака и ссуда, судя по всему, разные заповеди. Хотя бы из-за того, что цдака – это когда мы отдаем свои деньги и они к нам не возвращаются[1]. А ссуда – когда наши деньги возвращаются, и мы можем потратить их на свои нужды, а можем снова отдать в виде новой ссуды. Это различие четко видно, хотя обе заповеди принадлежат одному классу заповедей, называемых гмилут-хасадим, помощь, милосердное отношение к людям. Но, так или иначе, заповедь цдаки[2] не выполняется ссудой. Если мы отложили некие деньги на то, чтобы в течение месяца отдать их людям в виде цдаки, их нельзя пустить по разделу "ссуды"[3]. Ссуда не становится цдакой, ибо деньги, перейдя в чужие руки, не перестают быть нашими. Однако есть условие, при котором ссуда таки да, становится цдакой. Читать дальше |
Хочешь не быть бедным? Давай людям деньги25 апреля 2014 года, 00:18 Схема работает очень просто. Один (скажем, Ru) передает деньги через второго (скажем, Sh) третьему (назовем его Le). Свою миссию Sh выполняет честно, все довольны. Более того, видя, какой молодец Sh (ничего не украл), Ru в следующий раз платит ему за такую же услугу некую плату. Теперь все довольны еще больше. Сын Хафец-Хаима рассказывал, что ехал он с одним пожилым извозчиком и тот поведал ему историю своей юности. Сказал, что однажды он вез его отца, самого Хафец-Хаима. И прославленный мудрец и учитель, по своей привычке разговаривать со всеми людьми, завел с ним длинную дорожную беседу. И настолько они тепло беседовали, что в конце пути возчик посетовал попутчику на свою жизнь. (Признался сыну: "Поверь, никогда никому не жалуюсь, а тут вдруг что-то случилось, сам удивляюсь".) На эту жалобу Хафец-Хаим сказал ему: "Тяжело живешь? А ты гмах заведи" Читать дальше |
Увидеть среди хаоса линий24 апреля 2014 года, 03:06 Вы, конечно, заметили, всю неделю Песах в блогах на Толдот не появлялось новых записей. Так принято среди евреев Торы: мы не пишем в эти дни без острой необходимости. Теперь пришло время догонять пропущенное. Предлагаю одну из своих миниатюр. ** Пришел знакомый еврей и сказал, что хотел бы разделить с нашим народом веру в Творца, но не может. Дескать, честность требует от него признать, что он не чувствует присутствия Всевышнего. Ни заповеди ему не помогают, ни чтение нужных книг. Ничто в иудаизме его не увлекает, все кажется надуманным и скучным. А обманывать себя и других – семью, друзей, окружение – он не может. Что делать? Читать дальше |
Зря козленка скушал кот13 апреля 2014 года, 00:03 Даю в конспекте. Потому что ни у кого нет времени: Песах на носу. Идея заметки: еврей, живи с людьми мирно. Тема: не устраивай споры. Рубрика: в чужие споры не вмешивайся. Песня "Хад Гадья". Хит, исполняемый на Седер Песаха. В песне поется о том, как кот съел ягненка, которого за два зуза купил наш папа. Не отвлекаемся на деньги. Следим за мыслью. Читать дальше |
Ὀρφεύς и דוד6 апреля 2014 года, 15:52 Давид и Орфей, или Скрипка (כינור) и арфа (άρπα) Если кому противопоставлять еврейского Давида, то не безродному гиганту Голиафу, а греку Орфею. С греком он, правда, не встречался, ну так мы встречаемся постоянно – и с Давидом, и с Орфеем: первого примеряем к себе внутренне – второй окружил нас со всех сторон. Давидовы псалмы (Теилим) читаем на иврите, а орфеевы напевы распеваем хоть по-английски, хоть по-русски. Так и зовем их – песни родины. Ибо никуда не денешься – мы родом из орфеевой долины, где прекрасны шатры Йефета, где неотразимы апории Зенона, где олимпийцы (не боги, а спортсмены) держат свой кривой бег вдоль нескончаемых трибун под наши призывы[1]. У греков (1) пир, (2) олимпиада да (3) агора (шумная площадь по имени «демократия»; справа, на заднике кулис, намалеван храм Леокория). В то время как у евреев (1) кидуш, (2) обрезание да (3) молитва. Читать дальше |
Половина ответа31 марта 2014 года, 23:46 Есть вещи, о которых можно говорить долго – ибо в двух словах их, вроде бы, не перескажешь даже самому себе. Но как часто бывает, что после долгих разговоров вдруг видишь четкую и волне понятную формулировку! Это не только у нас, простых людей. Такова обычная практика учителей, воспитателей, лекторов, участников дискуссий Читать дальше |
Определение Рыбакова: кто преступник?31 марта 2014 года, 10:44 Начну с цитаты: "Нет ничего на свете дороже и святее человеческой жизни и человеческого достоинства. И тот, кто покушается на человеческую жизнь, тот преступник; кто унижает человека в человеке, тот тоже преступник" (Анатолий Наумович Рыбаков, роман "Страх", 2000). Читать дальше |
Исключительность28 марта 2014 года, 03:26 Вы заметили? Блоги на Толдот – скорее, не блоги, а именно авторские колонки. Ведь что такое блог, как не личный журнал автора, в котором он пишет главным образом о себе и своем видении мира, его записная книжка, открытая для постороннего чтения, а иногда и для диалога с автором? В то время как мы на Толдот пишем о Торе, а не о себе или своем. Но название модное – блоги. Как бы. Читать дальше |